Деятельность общества любомудров. Веневитинов

Рос в мос барстве, получил домашнее образование, слушал лекции в МГУ. На почве увлечения поэзией Шеллинга, вместе с Одоевским встал во главе «любомудров» - интерес к самопознанию. 1827 – с помощью Пушкина начал издаваться журнал «Московский вестник», он изучал немецкую поэзию – Гете, теоретик философского романтизма. Культ дружбы, страстной любви, поэзии и поэта, - мотивы его стихов. Был безнадежно влюблен, обаятелен, безвременная смерть,

Стихи: сонет, моя молитва, три участи, жизнь, к моему перстню.

В 1823 в Москве возник философский кружок «Общество любомудрия» во главе с В.Ф. Одоевским (председатель) и Д.В. Венивитиновым (секретутка). Основные члены – Кошелев, Киреевский, Рожалин, Титов, Погодин и еще куча клонов. Они не стремились, как декабристы, выработать полит. мировоззрение, а пытались построить цельную философскую систему как основу всего знания. Любомуды эти отвергали просветительскую философию декабристов за ее материалистические и соц. – прогрессивные традиции, а себя считали сторонниками «чистой мысли» - отсюда это извращенское название. Остро стояла задача упорядочения литературного языка. В 1826 году Д.В. Веневитинов выступил за формирование языка любомудрия, или философствования («О состоянии просвещения в России»).

Муды занимались изучением немецкой идеалистической философии Канта, Фихте и Шеллинга, а в центре их внимания оказалась эстетика, кот. по их мнению должна была получить прочную философскую основу. Полного единства взглядов мудолюбы так и не добились, т.к. часть их все же испытала воздействие освободительных идей и признала необходимость «произвести в России перемену в образе правления». К этой части относился тов. Веневитинов, и еще пара человек, что уже не важно. После восстания декабристов прелюбомуды наложили в штанишки и решили прекратить свои оргии, дабы не привлекать к ним полиции. Тов. Одоевский торжественно спалил все протоколы заседаний и уставы, а также сожрал все списки членов и размеров их членов, а зачем нам с вами вся эта информация, боюсь, не знает и сама мадам Прохорова.

Веневитинов. Был такой парень, склеил ласты на двадцать втором году жизни, но был талантливым юношей и успел напакостить будущим журналистам своим богатым творческим наследием. Декабристом не был, но сильно сочувствовал. В «Обществе мудов» возглавлял прогрессивную группу, ожидавшую полит. перемен. В 1826 его арестовали, но за отсутствием улик освободили.

В стихах Димона звучат мотивы прогрессивного ром-ма. Например в «Песне грека» (1825) он обращается к популярной в среде дек-в теме борьбы греков за свободу. В 1826 пишет подобную байду, но уже на тему вольного Новгорода, где обзывает вечевую площадь святым местом и сильно переживает о падении древней новгородской свободы. В Димочкином мировоззрении и творчестве вольномыслие сочетается с «любомудрием». От последовательных борцов за свободу он себя отделяет –

«Так! счастье нам всем суждено:

Мне – пеною выкипеть в праведном бое,

А вам – для свободы созреть, как вино!» («Импровизация» 1825)

Основные мотивы его стихоплетства характерны для ром. идеализма. Вот, скажем, стих «Сонет» (1825). Здесь Дима мыслью устремляется к «чистому Духу, источнику вдохновения», облекшему себя «в завесу тайны вечной» и постигаемому только «во глубине сердечной». А вот, к примеру, стих «Сонет» (1825), но другой. здесь Дима называет своей отчизной «мир фантазии». Ах… Вообще парню не чужды и настроения ром. индивидуализма – «Не ищет вчуже утешенья душа, богатая собой».

Под влиянием общественной атмосферы опосля асисяя с декабристами индивидуалистические и пессимистические настроения в Димановой поэзии усиливаются. Появляется прикол про поэта, «небесный пламень» которого остается тайной, непонятной «толпе бездушной и пустой» («Послание к Рожалину» 1826). Этот же образ в стихе «Поэт» того же года, где «любимец муз и вдохновенья», погруженный в «священные тихие сны», спокойно и безмолвно взирает на толпу вокруг. Короче, так и не стал Димыч поэтом «чистого искусства», и в вирше «Утешение» 1826 выражает Прусенкову, что поэт недаром уронит сильное слово:

«Оно чужую грудь зажжет,

В нее как искра упадет,

И в ней пробудится пожаром.»

Таков будет «плод… муки тайной», на кот. обрекли поэта условия его времени. Бог в помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: