Отражение
1. Роман “Отцы и дети” был написан И.С. Тургеневым в период революционной ситуации в России (1859— 1862) и отмены крепостного права. Писатель раскрыл в романе перелом общественного сознания России, когда дворянский либерализм вытеснялся революционно-демократической мыслью. Это размежевание общества и нашло отражение в романе в лице Базарова, разночинца-демократа (“дети”) и братьев Кирсановых, лучших из дворян-либералов (“отцы”).
Ходили вместе в бой.
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы
войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.
Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была
"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!"
непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми
родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не
менее первое слово сказали лирики и публицисты.
|
|
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по
радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,
звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие
стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди
меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"
Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог
писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между
поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный
контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и
исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство
и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа
– вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова,
Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная
ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только
стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и
очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма
разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания,
письма, листовки.
Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод
Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие
|
|
гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали
подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели
противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду.
лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных
именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге
молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень
распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей.
Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом
комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому
тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала
писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько
на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта
Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в
которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне.
Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип
таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в
Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.
Этапы жизни и творчества Максима Горького
Максим Горький – одна из самых значительных фигур в мировой культуре двадцатого столетия, прозаик, драматург, поэт, публицист. Настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Родился 14 марта 1868 года в городе Нижний Новгород. Отец Горького – сын солдата, мать – мещанка.
В одиннадцать лет, оставшись круглым сиротой, он начинает работать. Был посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др.
В 1884 году Максим Горький приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту – учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность этого плана. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».
В 1892 году, вернувшись в Нижний Новгород, Горький пробует себя в качестве писателя. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм. Это «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».
В 1899 году был опубликован роман «Фома Гордеев», выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса.
В 1901–02 годах Горький написал свои первые пьесы – «Мещане» и «На дне», поставленные на сцене МХАТа. Затем были созданы и поставлены пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары».
В начале 1906 года Горький едет в Америку. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке».
В первое десятилетие двадцатого века Горький написал пьесы «Враги», «Последние», «Васса Железнова», а также романы «Мать» и «Жизнь Матвея Кожемякина», повести «Лето», «Городок Окуров».
В апреле 1924-го Максим Горький поселился в Италии, в Сорренто. В этот период он пишет «Сказки об Италии». Живые образы людей из народа придают «Сказкам об Италии» не сказочный, а реалистический характер.
В 1931 году Горький вернулся на Родину. В 1930-е он вновь обращается к драматургии. Из-под его пера выходят «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933). Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, очерк «В.И. Ленин».
1934 году усилиями Максима Горького был подготовлен и проведен I Всесоюзный съезд советских писателей.
18 июня 1936 года Максим Горький скончался в местечке Горки, под Москвой, похоронен на Красной площади.