Часть 6
Список рекомендуемой литературы
1. Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. – М.: Сов. Писатель, 1989.
2. Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии. Борис Пастернак. – М.: Молодая гвардия, 1991.
4. Альфонсов В. Поэзия Б.Пастернака. – Л.: 1990.
Задание 1. В одном из своих писем М.Цветаева писала: «…Я могла бы быть первым поэтом своего времени, знаю это, ибо у меня все, все данные, но – своего времени я не люблю, не признаю его своим…»
Попытаемся вслушаться в «дерзкий голос» поэта.
Прочитайте стихотворение М.Цветаевой «Над церковкой – голубые облака…» Ответьте на вопросы:
1. Откликом на какое историческое событие было это
стихотворение?
2. Какую роль в стихотворении играют краски и символика цвета?
3. Какие черты «русских заплачек» можно отметить в этом
стихотворении.
4. Как ритм и интонация стиха выражают отношение лирического
героя к происходящим событиям?
5. Почему М.Цветаева не приняла революцию?
Задание 2. Прочитайте стихотворение «Ни к городу и ни к селу…».
Ответьте на вопросы:
1. Чем достигается взволнованная прерывистость речи в этом
стихотворении?
2. Почему одна и та же страна названа поэтом по-разному?
Проанализируйте это названия. Помогают ли они определить
отношение лирического героя к стране «победившего
социализма»?
3. Какова в стихотворении роль фразеологизмов?
4. Почему столь трагично по звучанию стихотворение М.Цветаевой
«Ни к городу и ни к селу…»?
Задание 3. Прочитайте стихотворение «Тоска по родине…»
Ответьте на вопросы:
1. С чем связана композиционная незавершенность стихотворения?
2. Почему столь значим в стихотворении образ рябины? Что значит
этот образ в лирике поэта?
3. Согласны ли вы с утверждением одного из исследователей
творчества М.Цветаевой о том, что в этом стихотворении все
нужно понимать наоборот? Обоснуйте свой ответ.
Задание 4. Прочитайте стихотворение «О. слезы на глазах…»
Ответьте на вопросы:
1. С какими историческими событиями связано это стихотворение?
2. Какие образы в стихотворении передают сущность «безумного
мира»? Как подчеркивается противоестественность
происходящего?
3. При помощи чего поэт передает отношение лирического героя к
миру, «лежащему во зле»?
4. С каким литературным героем ассоциируется бунт лирического
героя?
Задание 5. Прочитайте высказывание А.Ахматовой о М.Цветаевой:
«… Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая.»
Ответьте на вопрос:
Почему так трагично складывались взаимоотношения М.Цветаевой со «своим временем»?