Тема 3. Первая мировая война и революция в литературе

Тема 2. Социалистический реализм.

Тема 1. Введение.

Раздел 1. Литература 1914-1945 гг.

Первая мировая война, ее масштаб и значение. Октябрьская революция в России, подъем революционного движения в мире. Углубление ситуации отчуждения. Поиск традиционной культурой оптимальных путей развития буржуазной и социалистической цивилизаций. Поворот модернистской культуры к природе. Черты нового варварства в культуре ХХ века: примитивизм, мифологизм, синкретизм, иррационализм, релятивизм. Влияние науки, философии на развитие литературы (теория относительности, психоанализ, интуитивизм, экзистенциализм, марксизм). Основные литературные направления: классический реализм, социалистический реализм, модернизм. Противостояние и взаимодействие.

Закономерность возникновения социалистического реализма, его эстетические истоки. Принципы направления: революционный историзм, партийность, народность, воинствующий гуманизм, интернационализм. Специфика революционного искусства в Советской России и на Западе. Возникновение доктрины соцреализма. Нормативизм и утопизм художественных установок, опасность движения к псевдореализму, псевдоромантизму. Политизация искусства, недооценка его эстетической специфики, формы. Преодоление «пролеткультовского» авангардизма, недоверия к классической традиции. Значение работы Л.Арагона «Реализм социалистический и реализм французский». Развитие теории соцреализма в книге Р.Фокса «Роман и народ». Творческие достижения писателей, вдохновленных революционными идеалами.

А.Барбюс в борьбе за революционное искусство. Программа группы «Кларте». Принципы «социального реализма» в книге о Золя и других работах. Тема «ясности» в творчестве Барбюса. Ситуация пробуждения революционного самосознания масс на войне в романе «Огонь». Новизна подхода к военной теме. М.Горький о романе. Смысл подзаголовка. Коллективный герой и автор. Особенности композиции, жанра, стиля, языка. Поэтика Барбюса и эстетика кино. Общественная активность писателя-гражданина. Барбюс и СССР.

Книга Д.Рида «Десять дней, которые потрясли мир», ее резонанс в США и в СССР. Образ автора-повествователя и его концепция Октябрьской революции как осознанного жизнетворчества масс. Сочетание художественности и публицистичности, документа и вымысла, исторической хроники и символики. Изображение масштабных исторических событий и известных деятелей политики, культуры. Композиция книги.

Революционный пафос поэзии И.Бехера и Б.Брехта, ее главные темы, мотивы, приемы. Движение от экспрессионизма к соцреализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: