Концепция революции в произ-ях Л.Андреева («Губернатор», «Так было», «Рас-з о 7 повешенных», «Тьма»). Разнообразие жанров, повеств-ой формы, героев

Черты экспрессионистской поэтики в прозе Л.Андреева (рас-з «Красный смех»).

Мировоззренческие» сочинения Л.Андреева «Бездна», «Жизнь Василия Фивейского». Основные черты тв-ого метода А.

А. создает важные для себя произ-я: «Бездна», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского».

«Бездна» вызвала горячие споры. Рас-з направлен на вопросы морали и нравст-сти ч/з тему насилия. Речь идет о насилии вообще. 1-ый рас-з, где замысел разошелся с воплощением.

«Мысль» очень напоминает Достоевского. Мысль о пределах и возможностях чел-ких идей.

«Жизнь Василия Фивейского» – в худ-ном отн-ии это один из лучших рас-зов, но в концептуальном также вызвал споры. Тема чел-ка среди людей, поиск правды. Рас-з очевидно символичен: 1) 2 сюжетных и стилист-их пратотипа (легенда об Иове – ветхозаветная и жанр древнерусское житие). А. ориентируется на библейский стиль; 2) это одно из произ-ий экспрессионизма.

Важное место уделяет сюжету, сюжетной основе. После каждого испытания В.Ф. говорит, поднимая глаза в небо: «Я верю!» Закрадывается сомнение в душу, сомнение в Боге, его торжестве.

Образ несчастного реб-ка становится символом страдания.

Исходная ситуация «Жизни…» – противоборство священника Ф. в собственное неверие в бога, усиливающимся с трагической утратой близких, – совершается протестом против религии. Этот мотив, горячо одобренный Горьким, ярок, но им произ-е не исчерпывается. Раздумья Ф. о справедливости, любви, мудром служении и правде и составляют повесть.

«Красный смех» (1905 г.) – фантазия на тему будущей войны. Пишет в форме дневника чел-ка пришедшего с войны. Подзаголовок «Отрывки из найденной рукописи».

Заглав. образ многолик. Красный смех – символ безумия, безумия войны.

Произ-е вписано в мировое ис-во лит-ры: Мильтон «Потерянный рай»; отсылка на картины Рериха, испан. худ-ка Франциско Гойе.

Это пацифистское произ-е, в к-ом он ненавидит войну. Отсутствие точности датировки, названия географич. мест, контрастные кричащие цвета, особенная речь (упрощенная, с приемами повторов, экспрессиональная, насыщенная эпитетами, метафорами), прием маски – черты экспрессионизма.

Мы не знаем, о какой войне идет речь, герой не назван по имени.

«Рас-з о 7 повешенных» – насильственная смерть вообще не должна существовать, также как и война. А. протестует против смертной казни. Испытание смерти проходят революционеры. Известие о смерти они переносят более спокойно. Глав. мысль – страстный протест против смертной казни; возникает мнение, что все уравнены перед смертью.

Как участница борьбы, Муся ощущает свою слитность с миром, его «безбрежными горизонтами», находит в нем чарующую музыку и свет. Для девушки «смерти нет», так названа главка, посвященная ей. Вернер, разочаровавшийся «в себе и в своем деле», в ночь перед расстрелом понимает, на сколько «молодо еще чел-во» с «его смешными промахами» и великой целью – совершенствования. Пробуждение мыслей о судьбах людей всей земли считает пис-ль чертой подлинного революционера в отличии от обычных террористов.

1ая рус. революция принесла А. глубокие – не без основания – разочарования, одновременно насытило его мечту, раздумья о мире и чел-ке новым содержанием, а тв-во – яркими свершениями.

«Губернатор» – рас-з о чел-ке, к-ый совершает преступление. Губернатор приказал расстрелять толпу демонстрантов (20 с лишним чел-к). Прием повтора: взмах белого платка, выстрелы, кровь. В финале его убивают.

В основе рас-за мучительное ожидание героем своей близкой гибели – мести рабочих за то, что он приказал расстрелять участников стачки с их семьями. Тягостные переживания приводят губернатора к пониманию справедливости народного гнева и безнравственности властей. Страх сменяется почти смирением перед возмездием, и оно наступает.

Убийство губернатора истолковано все-таки глубокой ошибкой. Идеалы революции «состоит в свободе, равенстве и братстве, граждане должны пользоваться такими средствами, к-ые не противоречат этому идеалу». Так говорит один из рук-лей рабочих. Автор усиливает его мысль экспрессией своего слова. Решению умертвить губернатора, «рожденное во тьме, само по себе неисследимая тьма, царило торжественно и грозно, и тщетно пытались люди осветить его свечами своего разума».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: