Порядок рождения и психологические особенности человека (А. Адлер)

Вильгельм Райх (1897-1957).

Лидер леворадикального ответвления фрейдизма. Ученик Фрейда. Свои взгляды сформировал под воздействием идей Фрейда, Адлера, Маркса и буддийских доктрин. Причиной невроза видел невозможность разрядить сексуальное напряжение, порождаемое избытком энергии и снимаемое телесным оргазмом. Вместо понятия «Либидо» ввел «Оргонную энергию» - сексуализированная жизненная энергия. Пытался дополнить теорию сексуальности Фрейда марксистской теорией пролетарской революции. Заложил основания новой философской концепции – Фрейдомарксизм. Разрабатывал проблемы сексуальной революции как части революционного процесса.

В 1939 г. эмигрировал в США. Выделил два основных типа характеров – генитальный (конфликт со средой разрешается через разрядку оргазмом и сублимацией) и невротический (подавление оргазма и сублимации).

В основе терапии представление о работе с сопротивлением, проявляющимся через «мышечный панцирь», то есть, физиологическое выражение психической защиты.

Терапия основана на непосредственном телесном контакте и проговаривании. Практиковал «оргонную терапию», изобрел «оргонный аккумулятор».


По А.Адлеру, семейная система устанавливает первичное социальное окружение растущего ребенка, чье положение сравнимо с положением иммигранта в чужой стране – неспособного понять язык и неспособного быть понятым. Несведущий в правилах и обычаях, к своему ужасу обнаруживает, что, до тех пор, пока он не выучит язык и не научится соответственному поведению, он не сможет найти своего пути в этих местах. Родители, братья и сестры, ровесники, общественные институты и культура оказывают влияние на него, способствуют его социализации. Пока он не научится тому, что от него ожидается, он будет относительно беспомощным, некомпетентным и ущербным. Он активно и творчески занят изменением своего окружения, “воспитанием” своих братьев и сестер, “повышением” своих родителей (Mosak, 1980). Он хочет принадлежать, быть частью, иметь значимое слово.

В независимости от того, является ли эта потребность биологической или приобретенной, каждый ребенок ищет значимости. Он не стесняется в средствах для достижения цели в семейной иерархии, выискивая себе “место под солнцем”. Один из братьев или сестер становится “лучшим” ребенком, другой “самым худшим”. Быть любимчиком, принадлежность к предпочтительному в данной семье полу, идентификация себя с одним из родителей или одним из братьев или сестер или заключение союза с одним из них может дать основу для ощущения своего места. Другими “создателями положения” для некоторых детей являются умственные недостатки, физическая ущербность и т.д.

Крайне важным для ребенка является положение ребенка в семейной иерархии. Порядок рождения сам по себе игнорирует положение ребенка с точки зрения пола. Дети в семьях из двух детей, в которых возможными конфигурациями являются мальчик-мальчик, девочка-девочка, мальчик-девочка и девочка-мальчик не обладают сходными характеристиками, если исходить только из порядкового положения.

При определении порядка рождения какого-либо ребенка в семье следует придерживаться некоторых правил:

1. Важно обращать внимание на психологическое положение ребенка в семье, а не на хронологический порядок появления детей на свет. Так из двух детей, среди которых старший физически не очень здоров или несколько отстает в развитии, а младший вполне соответствует возрасту и здоров, психологически родители могут воспринимать младшего ребенка как старшего и т.п.

2. Если разница между двумя детьми более 5 лет, то их следует рассматривать не как старшего и младшего, а как двух отдельных детей. Происходит это потому, что правила взаимодействия и стиль жизни формируются именно к 5-6 годам, а, следовательно, психологическая позиция старшего ребенка как единственного уже определилась и появление младшего мало повлияет на нее. При этом возможно, что старший ребенок выполняет функцию дополнительной родительской фигуры для младшего.

3. При определении психологической позиции следует также полностью учитывать контекст: климат в семье, этнические, религиозные и культурные особенности семьи, конфигурацию всех факторов в семейной иерархии, а также стиль воспитания, свойственный родителям.

Учитывая эти правила, можно дать наиболее общие характеристики, свойственные детям, в связи с порядком рождения.

· старшие дети: самостоятельны, инициативны, независимы, стремятся заслужить одобрение взрослых и значимых людей, легко адаптируются к взрослому миру, как правило, хорошо учатся; Эти люди любят командовать, управлять, обладают развитой конкурентоспособностью. Часто они становятся: управленцами, учителями, администраторами, директорами школ и т.п. Обычно это когнитивно направленные люди.

· единственные дети: по своим психологическим характеристикам похожи на старших. Отличием является их неумение работать в команде. Эти люди при принятии групповых решений, в том случае, если они противоречат их мнению, стремятся изолироваться. Как правило, их реакция на конфликт - уход, так как отсутствует опыт конструктивного разрешения конфликта. Для них характерен род деятельности, в котором они могут проявить себя в одиночку;

· второй ребенок: радикально отличается от старшего. Часто занимает психологическую позицию бунтаря;

· средние дети: часто они живут под девизом "жизнь ко мне не справедлива". Они могут занимать одну из двух позиций: жалобщика или миротворца. Это люди, которые всю жизнь ищут справедливости. Их профессии, как правило, тоже связаны с восстановлением справедливости: юристы, врачи, мед. сестры, психологи, учителя;

· младшие дети: иногда на всю жизнь остаются "вечными детьми". Часто за маской "малыша" скрывается умелый манипулятор, заставляющий все окружение заниматься только собой. Эти люди, как правило, более творческие, занимают созерцательную позицию, артистичны. Часто их профессии связаны с искусством;

· близнецы: их психологическая позиция определяется родителями, и состоянием здоровья. Семейные рассказы и воспоминания об их рождении и детстве, определяют, кто в паре близнецов старший, кто младший.

Как уже было сказано, психологическая позиция ребенка является условной конструкцией, однако именно она, вкупе с другими составляющими, образует стиль жизни.

13. Секретный комитет. Вклад его членов (Э.Джонс, Ш.Ференци,О.Ранк).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: