Учреждение патриаршества в России.
Финансовые реформы XVI в.
Церковные мероприятия Ивана Грозного.
Наиболее значимы отношения царя с митрополитом Макарием и его реформами, митрополитом Филиппом, протопопом Сильвестром, а также соборы, состоявшиеся в то время, — они нашли свое отражение в деятельности Стоглавого собора. Одним из проявлений глубокой религиозности Ивана IV были его значительные по размеру вклады в различные монастыри. Многочисленные пожертвования на помин душ людей, убитых по указу самого государя. Стоглав №19. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.
В 30 гг. XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц ("сох"). Вводились новые налоги ("пищальные деньги" - на содержание стрелецкого войска, "полоняничные деньги" - на выкуп пленников), росли старые налоги (например, "ямские деньги" - на почтовую службу, "на городовое дело" - строительство городов, крепостей). Была установлена единая торговая пошлина - 5 % к цене товара. Основу русского денежного обращения после реформы Елены Глинской составили серебряные монеты — «копейки»-новгородки с нормой по массе 0,68 г, «деньги»-московки с нормой по массе 0,34 г и «полушки» с весовой нормой 0,17 г. Более полная система соотношения русских денежных единиц была зафиксирована в Торговой книге 1570 г. В результате реформы была создана единая система денежного обращения Русского государства
|
|
23 января при Феодоре Иоанновиче было учреждено патриаршество. Константинопольский Патриарх Иеремия совершил поставление первого русского Патриарха Иова. На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим. Уже с ХV в. каноническая зависимость Русской Церкви от Константинопольского (Вселенского) Патриарха была лишь номинальной, завоевание Константинополя турками совсем уменьшило ее, к тому же после Флорентийской унии на Руси стали даже сомневаться в правоверии греческого духовенства. Лишь русское покровительство, дипломатическое и финансовое, помогло выжить христианам в Османской империи. После смерти Патриарха блюститель патриаршего престола, обыкновенно митр. Крутицкий, от имени Царя рассылал грамоты ко всему духовенству с приглашением в Москву для избрания Патриарха. В случае невозможности явиться всякий епископ должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями Собора.
|
|
Строительство Свияжска (1551). Предварительно срубленный за тысячу километров отсюда, в лесах центральной Руси, он был разобран, доставлен на плотах по Волге к устью реки Свияги (в 25 км от Казани) и заново собран здесь всего за 4 недели. В 1552 году после двухмесячной осады 150-тысячное войско Ивана IV покорило Казань (было 5 осад). Татарское население выселили за пределы городского посада; началась его насильственная христианизация. До конца XVI века основным местом обитания татар становится Татарская слобода. После присоединения к Российскому государству в Казани начали строить православные храмы. Вместо прежней Соборной мечети в Кремле в 1556—1562 годах была построена соборная церковь Благовещения.