Присоединение Казанского ханства к России

Учреждение патриаршества в России.

Финансовые реформы XVI в.

Церковные мероприятия Ивана Грозного.

Наиболее значимы отношения царя с митрополитом Макарием и его реформами, митрополитом Филиппом, протопопом Сильвестром, а также соборы, состоявшиеся в то время, — они нашли свое отражение в деятельности Стоглавого собора. Одним из проявлений глубокой религиозности Ивана IV были его значительные по размеру вклады в различные монастыри. Многочисленные пожертвования на помин душ людей, убитых по указу самого государя. Стоглав №19. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.

В 30 гг. XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц ("сох"). Вводились новые налоги ("пищальные деньги" - на содержание стрелецкого войска, "полоняничные деньги" - на выкуп пленников), росли старые налоги (например, "ямские деньги" - на почтовую службу, "на городовое дело" - строительство городов, крепостей). Была установлена единая торговая пошлина - 5 % к цене товара. Основу русского денежного обращения после реформы Елены Глинской составили серебряные монеты — «копейки»-новгородки с нормой по массе 0,68 г, «деньги»-московки с нормой по массе 0,34 г и «полушки» с весовой нормой 0,17 г. Более полная система соотношения русских денежных единиц была зафиксирована в Торговой книге 1570 г. В результате реформы была создана единая система денежного обращения Русского государства

23 января при Феодоре Иоанновиче было учреждено патриаршество. Константинопольский Патриарх Иеремия совершил поставление первого русского Патриарха Иова. На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим. Уже с ХV в. каноническая зависимость Русской Церкви от Константинопольского (Вселенского) Патриарха была лишь номинальной, завоевание Константинополя турками совсем уменьшило ее, к тому же после Флорентийской унии на Руси стали даже сомневаться в правоверии греческого духовенства. Лишь русское покровительство, дипломатическое и финансовое, помогло выжить христианам в Османской империи. После смерти Патриарха блюститель патриаршего престола, обыкновенно митр. Крутицкий, от имени Царя рассылал грамоты ко всему духовенству с приглашением в Москву для избрания Патриарха. В случае невозможности явиться всякий епископ должен был прислать грамоту, что он наперед согласен со всеми постановлениями Собора.

Строительство Свияжска (1551). Предварительно срубленный за тысячу километров отсюда, в лесах центральной Руси, он был разобран, доставлен на плотах по Волге к устью реки Свияги (в 25 км от Казани) и заново собран здесь всего за 4 недели. В 1552 году после двухмесячной осады 150-тысячное войско Ивана IV покорило Казань (было 5 осад). Татарское население выселили за пределы городского посада; началась его насильственная христианизация. До конца XVI века основным местом обитания татар становится Татарская слобода. После присоединения к Российскому государству в Казани начали строить православные храмы. Вместо прежней Соборной мечети в Кремле в 1556—1562 годах была построена соборная церковь Благовещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: