Тема VI. Альтернативы российским реформам “сверху” в XIX в
Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблемы их взаимоотношений. Основные этапы организации общественных сил России.
Охранительная альтернатива: Н.М.Карамзин, С.П.Шевырев, М.П.Погодин, М.Н.Катков, К.П.Победоносцев, Д.И.Иловайский, С.С.Уваров. Теория «официальной народности». Проблема соотношения в охранительстве реакционного и национально – патриотического начала.
Либеральная альтернатива. Идейное наследие П.Я.Чаадаева. Московский университет – колыбель русского либерализма. Западники и славянофилы: К.Д.Кавелин, Б.И.Чичерин, А.И.Кошелев, К.А.Аксаков. Становление идеологии русского либерализма. Либеральная бюрократия и ее роль в реформах 1860 – 1870-х гг. Земское движение. Особенности российского либерализма.
Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы. Предпосылки и источники социализма в России. «Русский социализм» А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. С.Г.Нечаева и «нечаевщина». Народничество: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 1870-х – начале и 1880-х гг.
|
|
Оформление марксистского течения: Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин).
Развитие капитализма вширь. Социальный состав населения по переписи 1897 г. Объективная потребность индустриальной модернизации России.
Дискуссии историков и современников об основных направлениях модернизации: формирование эффективных рыночных отношений, элементов гражданского общества и правового государства. “Асинхронный тип развития России и его влияния на характер преобразований. Пределы самодержавного реформирования.
Форсирование индустриализации “сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте. Индустриализация «снизу»: российские промышленники, купечество, крестьянские промыслы, кооперация. Русская деревня в начале XX в. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская реформа аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская реформа экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
Эволюция государственной власти. «Верхи» в условиях русской революции. Изменения в политической системе в 1905 – 1907 гг.
Политические партии в России начала XX в.: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России.
Новейшая история России (конец XX – XXI в)
Тема VIII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса (1914 – 1917гг.)
Российский капитализм в системе мирового капиталистического хозяйства в начале XX в. Участие в России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Диспропорции в структуре собственности и производства промышленности. Обострение аграрного вопроса. Формирование национальных элит и национальные противоречия. Проблемы социальной адаптации общества к реформам и социальная цена реформ. Многопартийность как отражение социальных противоречий в обществе. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.
|
|
Победа Февральской революции 1917 г. Альтернативы развития России после Февраля. Временное правительство и Петроградский совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Корниловское выступление.
Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной системы. Гражданская война. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, «белое движение», «демократическая контрреволюция». Интервенция: причины, формы, масштаб. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Современная отечественная и зарубежная историография о причинах. содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России.
Тема IX. Формирование и сущность советского строя Великая Отечественная война (1917 – 1945гг.)
Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.
Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 1920-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП (б) – ВПК (б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Сращивание партийных и государственных структур. Номенклатура. Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Карательные органы. Массовые репрессии.
Эволюция социальной структуры общества. Проблемы массовой поддержки советского режима в СССР. Унификация общественной жизни, «культурная революция». Большевики и интеллигенция.
Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизованных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Итоги «наступления социализма по всему фронту» (периода довоенных пятилеток).
Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939 – 1941 гг.
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. СССР – вторая «сверхдержава» мира.
Тема X. Экономический и политический кризис советской системы (1946 – 1991гг.)
Осложнение международной обстановки, распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства, восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.
Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950 – 1953 гг. Советский Союз.
|
|
Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытка обновления «государственного социализма». «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в территории и практике советской внешней политики. Значение 20 и 22 съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962).
Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964 – 1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР.
Диссидентское движение: предпосылки, сущность, квалификация, основные этапы развития.
Сагнация и предкризисные явления в конце 1970-х – начале 1980-х гг.
Власть и общество в первой половине 1980-х гг.
Тема XI. Россия на современном этапе (1991-2010 гг).
Изменение экономического и политического строя в России.
Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 1990-х гг.Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-2006 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Россия и СНГ. Россия в системе мировой политике и международных связей.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «История» используются следующие формы:
• лекции;
• практические занятия;
• дискуссии;
• выступления с докладами и сообщениями;
• аудиторные контрольные работы;
• внеаудиторные контрольные работы;
• тестирование;
• самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям, к зачету;
|
|
• НИРС: привлечение студентов к работе студенческого научного сообщества, к участию в олимпиадах;
• консультирование студентов.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
6.1. Рейтинговая система оценки знаний по дисциплине «История»
Учебная дисциплина «История» включает в цикл ГСЭ (социально-экономические дисциплины гуманитарного цикла) федерального компонента и изучается студентами первого курса всех специальностей.
Общая цель изучения данного курса определяется совокупностью ключевых компетенций, способствующих оптимальному включению студентов в динамику социокурьтурного развития. В связи с этим приоритетным становится развитие интеллектуальных способностей студентов, умение организовывать взаимосвязь своих знаний и изъявлять пользу из исторического опыта, заниматься самообразованием.
Конкретизация общих целей позволяет сформулировать целевые установки к учебной дисциплине (внутренние цели):
· уметь получать новые теоретические, эмпирические и аксиологические знания;
· систематизировать и концептуализировать их;
· оперировать базовыми понятиями курса, его теоретическими и ценностными конструктами;
· решать познавательные задачи;
· логично выстраивать устные и письменные тексты;
· выявлять причинно-следственные связи событий;
· знать различные научные точки зрения, ориентироваться в историографии вопроса;
· формировать представление о хронологической последовательности событий, выделять основные этапы в их развитии.
Внешние цели определяют содержание обучения, необходимое для работы по другим дисциплинам, а также с точки зрения оптимальной профессиональной адаптации, развития самостоятельности и креативности мышления, общей гуманизации социума:
· уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
· осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относиться к различным аспектам развития общества;
· занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свою собственную позицию.
В соответствии с имеющимися рекомендациями, контроль знаний студентов по учебной дисциплине «История Отечества» осуществляется в процессе обучения непрерывно и включает входную, формирующую и итоговую ступени.
Входной контроль проводится в начале семестра и имеет целью проанализировать качество исторических знаний студентов после окончания базового школьного курса, а также их готовность к изучению дисциплины на университетском уровне.
В качестве измерителя облученности используется контрольное тестирование. Тест включает в себя 40 вопросов и оценивается максимально в 4 и минимально в 2 балла.
Полученные результаты не включаются в рейтинг студента и служат основой для дальнейшей деятельности преподавателя по проведению коррекции знаний (подготовка индивидуальных заданий, планирование самостоятельной работы студентов и т.д.).
От 86 до 100 баллов – «отлично»;
От 71 до 85 баллов – «хорошо»;
От 55 до 70 баллов – «удовлетворительно»;
От 1 до 54 баллов – «неудовлетворительно».