double arrow

М.М. Сперанский


Внутренняя политика Александра I 1801-1812гг. М. Сперанский.

Пришел к власти 11 марта 1801г в ходе дворцового переворота. Воспитатель – Лагарп. Предпринял ряд мер по части либерализации российской жизни. Было проведено широкое помилование заключенных. Уничтожил «Тайную Канцелярию», была образована специальная Комиссия по пересмотру прежних уголовных дел, уничтожил пытки, цензура смягчена, все препятствия по общению с европейскими странами были устранены. Александр подтвердил восстановление ограниченных Павлом I екатерининского Городового положения и Жалованной грамоты городам. Дворянству вернули все его привилегии, в том числе свободу от телесных наказаний.

12 декабря 1801г. – указ о распространении права покупки земель купцами, мещанами, государственными крестьянами, отпущенными на волю крепостными.

20 февраля 1803г. –указ о вольных хлебопашцах ( крепостные крестьяне с согласия своих помещиков могли выкупаться на волю с землей целыми селениями). . Освободилось… 1,5% крестьян.

Прекращение раздачи государственных крестьян в частную собственность.

10марта1809г. – отменил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.(1822 возобновлено)




AI– окружил себя своими единомышленниками –

1801 г. – «кружок молодых друзей» = негласный комитет Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов Цель: коренные реформы. но р. кружка были поверхностными.

1802 г. – коллегии заменялись министерствами. «министерская реф.»

Во главе министерства – министр – ответственная за все личность. Учреждался комитет министров.

8 министерств. В дальнейшем кол-во увеличивалось.

Из семьи священника.

1807 г. Александр приближает к себе Сперанского.

С 1809 г. Сперанский подает Алексаедру проекты государственных преобразований.

1-я главная идея: разделить 3 власти: государственную, исполнительную, судебную

2-я главная идея: создание сословно-представительного, законосовещательного органа власти = Государственная Дума.

3-я главная идея: создание при царе социального органа, контролирующего Три Власти = Государственный Совет.

Разделение властей: реализовано частично.

ГосДума: не реализована сразу (лишь век спустя – в 1905 г.)

ГосСовет: реализована (создан в 1810 г.)

Госсовет не имел законодательной функции, а имел лишь законосовещательную.

После создания ГосСовета против ММС ополчились многие высокопоставленные чиновники, окружавшие АI (в т.ч. – Аракчеев).

В 1809г. он добился принятия двух указов о гос. службе (придворные чины объявлялись почетными званиями, не дающими служебных преимуществ, и согласно второму указу, служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома). Самый сильный удар реформам Сперанского нанес Н.М.Карамзин. Подал АI «Записку о древней и новой России», в которой излагал историю России с древнейших времен до наших дней. В ней он показал, что во все времена Россия гибла от «разновластья» и спасалась «мудрым единоначалием» «Самодержавие есть палладиум России. Целость его необходима для его счастья». После Записки АI понял, что ему нужна поддержка широких кругов дворянства, а не нововведения. АI создал условия, при которых Сперанский должен был уйти в оставку. В 1812 г. Сперанский сослан. Но в 1816 г. прощен и назначен Пензенским губернатором, в 1819г. –генерал-губернатором Сибири, где провел административную реформу, 1821-возвращен в Петербург, назначен управляющим Комиссией по составлению законов.



Просвещение. Цель АI: создать повсюду университеты.

1803-Школьная реформа об устройстве школьных заведений.

Университеты старые: Москва, Петербург, Дербт.

Университеты: Казань, Харьков.

Лицей в Царском Селе (1811 г.).

1804-Университетский устав. Предоставлялась широкая автономия университету, свободная выборность ректора и профессуры, невмешательство высшей администрации в дела университетов. Также первый цензурный устав(касался только толстых журналов).










Сейчас читают про: