Драматургия 60 - 90-х гг. XVIII века. Творчество Д.И.Фонвизина

Расцвет драматургии в последние десятилетия XVIII века. Успехи русской комедии. Углубление содержания, развитие формы. Новые черты в образах комедийных персонажей. Осмеяние крепостнического произвола, судопроизводства и др.

Комическая опера. Проблема характера. Общая характеристика творчества М.И.Попова, А.А. Аблесимова, Н.П. Николева и др.

Творчество Я.Б.Княжнина. Связь взглядов Княжнина с идеологией Просвещения. Ранние поэтические произведения. Мелодрама «Орфей». Комическая опера «Несчастье от кареты», разоблачающая помещичий произвол и галломанию. Комедия «Хвастун» и «Чудаки» как ступени на пути к драматургическому искусству А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя. Проблема русского национального характера в трагедии «Росслав». Тираноборческая настроенность Росслава, идея о неизбежности суда потомков над царями. Трагедия «Вадим Новгородский» - вершина творчества Княжнина. Полемическая направленность трагедии по отношению к пьесе Екатерины II «Историческое представление из жизни Рюрика». Образ республиканца Вадима и тема вольного Новгорода. Роль Княжнина как автора «Вадима Новгородского» в формировании идеологии раннего декабризма.

Творчество В.В.Капниста. Традиции передовой сатирической журналистики в «Сатире I» и «Оде на рабство». Сатирическое изобличение суда и прокуратуры в комедии «Ябеда». Язык комедии; насыщенность народными пословицами и поговорками. Связь «Ябеды» с комедиями Грибоедова, Гоголя, Сухово-Кобылина («Горе от ума», «Ревизор», «Дело»).

Творчество Д.И.Фонвизина. Краткие биографические сведения. Переводы произведений западно-европейских просветителей (трагедия Вольтера «Альзира» и басни Л.Гольберга). Обличительный пафос «Послания к слугам моим», осуждение деспотизма и раболепия в басне «Лисица – Казнодей». Первые драматургические опыты Д.И.Фонвизина («Корион»).

Комедия «Бригадир». Разоблачение нравов дворянства, осуждение галломании, лицемерия и взяточничества на примере образов Бригадира, Советника, Иванушки, Советницы, Бригадирши. Выход комедии за рамки классицизма. Современники о комедии.

«Недоросль» - вершина русской комедии XVIII века, заложившая основы русской реалистической драматургии. Главная тема и конфликт в комедии. Злободневность. Новый подход автора к конструированию характеров-типов помещиков-крепостников. Многосторонность и противоречивость образа Простаковой. Образ Стародума как идеал гражданина петровской эпохи. Обличительный характер его речей. Другие положительные образы (Правдин, Милон, Софья). Картины быта. Реалистическое мастерство в изображении Еремеевны, Тришки, учителей. Язык комедии. Индивидуализация речи персонажей. Народность комедии «Недоросль» и ее общественно-политическое звучание. Гоголь о комедии.

Публицистика Фонвизина 80-х годов. Подготовка к изданию журнала «Друг честных людей, или Стародум». Вклад Д.И.Фонвизина в историю русской драматургии и развитие русского литературного языка. Белинский, Пушкин, Гоголь о творчестве Фонвизина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: