Эдип и Сфинкс История Эдипа, его подвиги и несчастья. Эдип и Сфинкс.
Хирон Мудрый кентавр Хирон, учитель, лекарь и воспитатель героев.
Фетида и Пелей Нимфа Фетида и Пелей. Первая свадьба между богиней и смертным.
Фаэтон Сын Гелиоса, погибший, пытаясь управлять колесницей отца.
Фемида Богиня правосудия, а также ее дочери: мойры и оры.
Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.
Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
· «Илиада» и «Одиссея» Гомера
· «Теогония» Гесиода
· «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
· "Гигина
· «Метаморфозы» Овидия
· «Деяния Диониса» Нонна
Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.
Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.[ источник не указан 631 день ]
Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:
· присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
· обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией
Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии[1]:
· 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
· 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
· 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
· 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
· 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.
Зевс, согласно легенде, родился на Крите, а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.