Политическое противостояние – противостояние в искусстве.
2 направления:
1. Местное самобытное, архаичное – великокняжеская мастерская.
2. Византийское искусство эпохи «Палеологовского ренессанса».
Уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам:
- легкость, вытянутость, детальность лица, аристократизм.
14в.
- размашистость письма;
- резкое сочетание цветов;
- напряженный психологический аспект;
- драматизм, передача чувственности;
- принципиальный отказ от канонических образов;
- реальные канонизированные светские и духовные лица;
1. Святые Борис и Глеб с житием. Икона из Борисоглебской церкви в «Запрудах» в Коломне. Конец XIV в. (ГТГ)
2.«Тихвинская Богоматерь», (1383)
«Спас Ярое Око». Икона из Успенского собора Московского Кремля. Середина XIV в.
Представители:
Андрей Рублев (ок 1360-1430)- до 40лет мирской живописец, в мастерской великокняжеского двора
«Троица», (ок 1411г)
Дионисий (ок 1440-1505)- мирянин знатного происхождения, наследственный живописец.
«Одигитрия Смоленская», (1482 г.)
Феофан Грек (ок 1340-1410) византийский живописец
«Успение», (1392)
Творчество Андрея Рублева
XIV-XV вв.
o Выражал мысли и чувства своих современников. В его работах, проникнутых вдохновением, звучала сама жизнь.
o Получил большое влияние от Феофана Грека.
o Рублёв видел не идею беспощадного наказания грешного человека, не мрачную безысходность и трагизм, как у Феофана а идею любви, всепрощения, милосердия.
o Особенностями является русские типы лиц, а так же светлый колорит.