М. А. Румянцевой (1764 г.). петербургского архиепископа
С. Кулябки 1760 г
Елизаветы Петровны Ф. Дубянского,
проникнутых той же удивительной
достоверностью и откровенностью
портрет Петра III (1762 г.)
нисколько не облагораживает
тщедушную,почти уродливую
фигуру императора, а помпезная
обстановка показывает не
соответствует кукольному образу
Крестьянский жанр Венецианов Алексе́й Гаври́лович
1780—1847
1. Происходят крестьянские восстания во главе с Пугачевым,
2. 1812г. Отечественная война – война партизан с Наполеоном (сила народного единства),
3. 1825г. Восстание Декабристов (установление конституционных норм одинаковых для всех)
Т. О. происходит отвержение классицизма, ему на смену романтизм и реализм.
Характерные особенности для Венецианова
· Привлечение внимания аристократов к жизни крестьян,
· воспевание крестьянской жизни,
· наделял крестьян признаком значимости.
· Многоплановость в групповых картинах
«Гумно» (1821)
На пашне. Весна, (1820)
«Крестьянские дети в поле»
Бытовой жанр
XIX в
• Художники останавливали теперь свой взгляд не только на элите общества, но и на представителях из народа.
• Попытка через изображение понять то, что происходило в жизни, участвовать в решении главных вопросов, помочь своим творчеством тому, чтобы в ней победило лучшее.
• Высказать то, что сам народ думал о себе и к чему он стремился, не ограничиться ролью наблюдателя, но стать выразителем в искусстве народный чаяний и надежд
• Способность художника собрать в картине образы, пробуждающие в зрителе гнев, возмущение и готовность к действию.
Федотов
Павел
Андреевич
1815-1852
Мещане, купечество получают значимое положение в обществе за счет доходов, а аристократы утрачивают денежные средства --взаимовыгодные договора – женитьба.
• Рисунки, эскизные наброски - карикатура
• Рельефно выставляет на показ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов
• Не скупится на аксессуары, способные усилить вразумительность сюжета
• Экспрессия переходит в гримасу
• В живописи характер его произведений менялся, становился менее изысканным
• Типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц возрастали
• Нагромождённость композиции, уяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью
• Идея ложившаяся в основу композиции, становилось более серьёзной и близкой к жизни
• Открыл новую, никем не тронутую до него жилу национальности и сатиры
Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка, 1843
Освящение полковых знамён в зимнем дворце 26 марта 1839 года, 1839
Свежий кавалер, 1847
Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме), 1851
Перов Василий Григорьевич
1834-1882
Художественные особенности
• Ранние произведения проникнуты анекдотически «обличительным» настроением - живописные карикатуры;
• Тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту;
• Дополнительно нагнетает обстановку;
• Использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены;
• Писал работы, посвящённые социальной тематике, считая, что картина должна рассказывать о трудностях крестьянской жизни;
• Персонажи полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса;
• Яркая индивидуальность сочетается с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма
«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», (1862)
«Тройка». Ученики мастеровые везут воду, (1866)
«Спящие дети», (1870)
«Приезд гувернантки в купеческий дом», (1866)
«Портрет Ф. М. Достоевского»,(1872)
«Охотники на привале», (1871)
«Суд Пугачева», (1875)
Развитие исторического жанра
XVII-XX вв.
Один из жанров изобразительного искусства,
• посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей;
• в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками.
• Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем.
• Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события.
• Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы.
• В XVII—XVIII вв. исторический жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем, как о высоком жанре, включающем религиозно-мифологические и собственно исторические сюжеты.
• К. XIX — н.XX века - сложилась ветвь исторического жанра, обобщавшая характерные черты, национальное своеобразие русского исторического быта.
• Главный путь исторического жанра - интерес художников к отечественной истории, судьбам народа, героическим подвигам исторических деятелей и простых людей.
• Эволюция исторического жанра обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в XVIII–XIX вв).
Представители:
В.И. Суриков (1848-1916)
• отразил в своих полотнах яркие исторические события,
• героические национальные характеры,
• полную внутренних противоречий историю русского народа.
• Художник показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности,
• запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания,
• объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта.
«Утро стрелецкой казни»
«Боярыня Морозова»
«Меншиков в Березове»
«Взятие снежного городка».
«Покорение Сибири Ермаком»
«Переход Суворова через Альпы»
Иванов Александр Андреевич (1806-1858)
Русский живописец-философ, обращался одновременно и к прошлому и к будущему искусства — это итог его нравственных и эстетических исканий.
Явление Христа народу. 1837-57
"Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831-33)
Явление воскресшего Христа Марии Магдалине
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
Карл Брюллов (1799-1852)
В портретах Брюллова:
• импульсивность и неуловимое движение,
• они приятны и темны по колориту.
• Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.
• Все картины Брюлова - это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера.
• В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение.
• Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение.
• Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов.
"Последний день Помпеи«,1833
Всадница,1832
Итальянский полдень 1827
Нарцисс, смотрящий в воду 1819
Пейзажная живопись в русском искусстве.
XIX век.
· В 19 в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась крымская война 1853-1856 гг.,
· умер император Николай 1,
· взошедший на престол Александр 2 осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы
Ощущалась острая потребность в переменах
Художники стремились к тому, чтобы их иск-во было связано с решением соц-х проблем. Такими художниками были художники-передвижники.
В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны
-пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, видопределенных местностей и городов
- субъективная- выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний.
Особенности:
§ природа перестала использоваться как выражение собственных чувств
§ Художники стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений.
§ В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление - реалистический, национальный пейзаж.
§ выдающиеся художники: Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи, Левитан.
Ива́н Ива́нович Ши́шкин
1832—1898
Русский художник-пейзажист, живописец.
Ранний период:
· дробность форм
· четко размечая планы
· нет единства образа
· тонкая световоздушная и колористическая координация зон неба и земли
Зрелость:
· избегает зыбких, переходных состояний природы
· фиксирует ее высший летний расцвет
· тональное единство
· Монументально-романтический образ
«Вид на острове Валааме»
1858г. «Полдень. В окрестностях Москвы»
(1869)
«Среди долины ровныя...»,1810 г.
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» 1872г.
«Рожь» (1878)
Сосны, освещенные солнцем», 1886
Туман в сосновом лесу 1888 г.
-Выполнена совместно с
Савицким Константином.
Толчком служила картина
- Туман в сосновом лесу 1888 г.
-Чувствуется глубина оврага,
глушь
«Утро в сосновом лесу» 1889 г.
самая крупная по размерам в
творчестве Шишкина) –
как бы последний,
завершающий образ.
Корабельная роща 1898 г.
Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов
1830—1897
Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины.
Особенности:
Ранний период творчества:
• Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы.
• Сказывается внешнее влияние романтизма
• Восприятие природы и человека воедино
• Реалистичность, контрастность, живость
Активная творческая деятельность:
• Расширение территории пейзажей, ездит по Волге, на Оку, в Нижний Новгород и др.
• Появление религиозной и философской тематики
• Тонкий колорит
• Более тонкая детализация
• Одухотворение человека и природы
Поздний период творчества:
• Резкий спад и ухудшение здоровья
• Больше тёмных и серых тонов в работах
• Всё больше рисует в графике
• Смело экспериментирует с штрихом
• Грустные нотки в картинах
Камень в лесу у Разлива.
Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854
Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854
Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859
Сухарева башня. 1872
Грачи прилетели. 1879
Радуга. 1875
Сосны на берегу озера.
1880-1890-е
Весна. Огороды. 1893
Василий Поленов
1844-1927
Особенности:
· соединяет пейзажный и бытовой жанры
· пытался представить целостную картину жизни
· становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».
· Преобладает пленэрная живопись
Над картиной "Воскрешение дочери Иаира" работал совместно с Репиным. Приверженц национально-демократического искусства.Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты.
- создана с натуры в
арбатском переулке
- написанную как бы шутя,
по вдохновению, без серьезного
и длительного труд
- жемчужин русской школы живописи
- Эта будничная суета не нарушает
безмятежной ясности и тишины.
«Московский дворик»1878г.
· единую колористическую гамму
· Слияние человека с природой
· гармонично сочетаются разные
аспекты восприятия жизни
Бабушкин сад. 1878
Заросший пруд. 1879
Старая мельница. 1880
Сказитель былин Теремной дворец. Наружный вид. 1877
Никита Богданов.
«Христос и грешница»,1888г.
Парфенон. Храм Афины-Парфенос.
1881-2 В парке. Нормандия. 1874
Исаак Левитан
1860-1900
"Певец русской природы", "чуткая поэтическая душа»
В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине.
Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран.
Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим.
Глубокий психологизм - очень важная черта творчества художника.
Живопись Левитана обрела несравненное качество - точность воспроизведения предметного мира, воздушной среды, светотени, цвета.
Мастер пейзажной живописи, он досконально изучил жизнь природы и в высокой поэтической форме, с необычайной проникновенностью запечатлел природу
«Дуб»,1880
«Берёзовая роща»,1885-1889
«У берега моря. Крым»,1886
Вечер. Золотой Плёс,1889
У омута,1892
Март,1895
Золотая осень,1895
Куинджи
Архип Иванович
1842-1910
Характерные черты:
• Световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, позволяли Куинджи добиваться почти полной иллюзии освещения.
• Для поздних работ художника характерны декоративность и внешняя эффектность цветового строя.
• Усиление красок натуры, контрастное сопоставление освещенных и затемненных участков картин.
• Изображение наиболее выразительных по освещению состояний природы
• Использование острых композиционных приемов, таких как, высокий горизонт и световые эффекты
• Создание художником не просто пейзажей, а пейзажи-размышления, картины, которые обладали необыкновенной магической силой
• Художник преследует одну истину - красоту земного блага, достигаемую им путем обобщения натурных впечатлений.
Лунная ночь на Днепре, 1880г
Берёзовая роща 1879г
Кавказ 1890-1895
Вид на Кремль с Замоскворечья(1882)
Вечер на Украине (1878)
Национальные традиции
к.XIX - н. XX вв.
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России.
Значительно выросли ряды интеллигенции. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. России второй половины XIX - начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века".
В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры. К этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок». В начале XX в. возник "русский авангард".
Искусcтво конца XIX.
- было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь.
- окончательно был утвержден реализм- правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости
- Центральной темой искусства стал народ
Цель:
борьба за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.
Нестеров
Михаил Васильевич
1862—1942
русский и советский художник-живописец
· ранние работы ещё по передвижнические сюжетно-бытописательны
· позднее,вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты
· Под воздействием живописи французского символизма подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы.
· роспись Владимирского собора в Киеве (1890–1895)
· Религиозные сюжеты
· создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный.
· изобразил он неброскую красоту среднерусской природы: лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России
Видение отроку Варфоломею
(1889–1890)
чувством чудесного проникнуты
в равной мере и фигуры,
и типически-среднерусский пейзаж.
На горах (1896)
В картине художник одним
из первых в русской живописи по
пытался создать образ родины.
Святая Русь 1901—1906
На ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия),пришедшие к Нему каждый со своей бедой.
На Руси. Душа народа 1914—1916
«Девушка у пруда. Портрет Н. «Портрет скульптора М.Нестеровой», 1923 Веры Мухиной», 1940
Осень в деревне. 1942. ГТГ
Рябушкин
Андрей Петрович
1961-1904
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.
· серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом.
· Значительная часть произведений посвящена русскому пейзажу
· идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей
· В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам.
Московская улица XVII века в праздничный день, 1895
Снятие с креста (Голгофа), 1890
«Свадебный поезд в Москве» (1901)
оживают образы древней Москвы XVII столетия.
Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899
Семья купца в XVII веке, 1896
Едут!
(Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)
Малявин
Филипп Андреевич
(1869—1940)
русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн».
Особенности раннего периода:
• Сдержанность колорита
• Точность лепки объёмов
• Меткость характеристик
Характеристика творчества конца 1890-х - начала 1900-х годов:
• Стремление к повышенному декоративизму
• некоторые черты сближают его со стилем "модерн"
Более поздний период творчесва:
• Оставаясь верным крестьянской тематике, Малявин уходит от конкретных образов ко всё более собирательным:
Елизавета Мартынова. 1897 г.
Портрет К. Сомова (1895)
«Смех» (1898) «Крестьянская девушка» (1899)
Портрет г-жи Поповой. 1899. Х.М «Две бабы» (1905)
«Вихрь» (1906)
Народная песня. 1925
Автопортрет с женой и дочерью
(1911)
Кустодиев
Борис Михайлович
(1878-1927)
• передал образ своего представления идеальной женщины через свою „Русскую Венеру“.
• Серия картин «купчиха»
Русская Венера. 1925-1926
Светлая, ровная, нежная кожа.
Лёгкий игривый румянец на щеках.
Искренняя улыбка. Округлые формы.
И главная черта – естественность.
Ощущение кадра, запечетление момента.
Красавица 1915
«Купчиха за чаем» 1918
Купчиха. 1915
прекрасна своей живописной палитрой: на фоне золотой российской осени горделиво стоит женщина в лиловом платье, ниспадает шаль с ярким народным орнаментом.
Царь Николай II. 1915
Кустодиев пользовался и его фотографиями,
и живыми впечатлениями — он видел государя
во время поездок в Царское Село в связи с
выполнением заказа.
Несмотря на величественность Николая,
он изображен весьма спокойным,
с добрым простым взглядом.
Портрет Федора Шаляпина 1922
Художник всячески стремился сделать
портрет замечательного артиста
живым, праздничным.
Ярмарка 1906
Портрет Ирины Кустодиевой с
собакой Шумкой. 1907
Реализм в русском искусстве
Художники Товарищества передвижных художественных выставок
XIXв.
В середине века Россия пережила сильные потрясения:
· Поражение в крымской войне 1853-1856,
· умер император Николай I,
· взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы.
· Ощущалась острая потребность в переменах.
· Художники стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных проблем. Такими художниками были художники-передвижники.
· Передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы;
· Прославляли величие народа, силу, мудрость и красоту;
· Беспощадно обличали угнетателей и врагов народа, невыносимо тяжелых условий его жизни;
· Картины Передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения;
· умением через отдельные образы и сюжеты представить целые классы и сословия;
· Ведущие жанры: бытовой жанр и портрет.
Период расцвета 1870-90гг., развивался в сторону все большей естественности и свободы изображения.
На смену несколько скованной и суховатой манере письма темными красками приходит:
v свободная, широкая манера,
v передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней;
v разнообразнее и свободнее становится композиция картины.
Ø В творчестве Передвижников русский реализм достиг своей кульминации.
Ø Новаторское, подлинно народное искусство служило средством нравственного и эстетического воспитания многих поколений.
Ø Явилось важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества.
Ø На рубеже 19-20 вв. искусство Передвижников утратило глубину отражения жизни, обличительный пафос
Основатели общества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов.
Представители:
В.Васнецов (1848-1926)
«Алёнушка», 1881
Н. Ге (1831-1894)
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
А. Куинджи (1842-1910)
«Лунная ночь на Днепре» 1880г
И. Крамской (1837-1887)
«Христос в пустыне» 1872г.
И. Левитан (1860-1900)
«Тихая обитель»
В. Маковский (1846-1920)
«Перед объяснением» 1900г.
М. Нестеров (1862—1942)
«Видение отроку Варфоломею» 1889–1890гг.
В. Перов (1834-1882)
«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862г.
И. Прянишников (1840-1894)
«Жестокие романсы» 1881г.
И. Репин (1844-1930)
«Бурлаки на Волге», 1870-1873гг.
В. Серов (1865 - 1911)
«Девочка с персиками» 1887 г.
В. Суриков (1848-1916)
«Утро стрелецкой казни» 1881г.
Серов
Валентин Александрович
1865 - 1911
· Русский живописец и график, мастер портрета.
· Обучался сначала у немецкого художника Кемпинга, затем у знаменитого живописца Ильи Репина.
· В ранних работах старается сохранять свежесть красок, иет собственные приемы передачи света и тени.
· Ранние работы приносят художнику наибольшую известность
· Серов создал обширную галерею образов самых знаменитых людей эпохи. Портреты оражают степенью проникновения в человеческий характер.
· С годами Серов сильнее тяготеет к импрессионизму и модернизму.
· Став свидетелем расстрела рабочих во время революции 1905 года, Серов в знак протеста вышел из состава членов Академии художеств.
«Девочка с персиками» 1887 г.
«Девушка, освещенная
солнцем» 1888 г.
- романтическая одухотворенность
- возвышенная поэтичность
- подчеркнутая ясная и
чистая цветовая гамма
«Портрет Левитана»
«Портрет Репина»
«Портрет княгини Юсуповой» 1902 г
«У перевоза» 1905 г.
«Петр I. Фрагмент» 1907 г.
Репин
Илья
Ефимович
1844-1930
Художественные особенности:
• Работая в техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетал их при создании одного рисунка;
• Портрет с самого начала писался как жанрово-пейзажное изображение - в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой;
• Писал серию работ посвященных революционной теме;
• Обращался к религиозным; к историческим и политическим сюжетам;
• С удовольствием писал деревенскую жизнь; продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе;
• В картинах с групповой композицией каждый из персонажей - самостоятельная портретная индивидуальность;
• Изображал толпу, шествие как единый массив;
Создавал замечательные, острохарактерные типажные композиции
«Бурлаки на Волге», (1870-1873)
«Портрет Бочаровой,
тётки художника»,
(1859)
«Воскрешение дочери Иаира», «Садко», (1876)
(1871)
«Летний пейзаж», (1879)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: