Развитие просвещения

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII В.

КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Поэты - свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии.

Серьезным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта XVIII в. Татикары. Аблай, Богенбай и другие яркие личности XVIII в. занимают центральное место в произведениях поэта Татикары. Политическую историю казахской государственности XVIII в. воссоздает поэтическое наследие Бухар-жырау. Акыну XVIII в. Жанаку принадлежит один из лучших вариантов поэмы «Козы Корпеш - Баян Сулу».

Результатом экспедиции Г.Ф.Миллера во второй половине XVIII в. явился труд «Сибирская история», которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза.

Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков). В 1789 г. была открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения.

В 1841г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на татарском и русском языках. Основной целью открытия в Казахстане в первой половине XIX в. русско-казахских школ и училищ была подготовка служащих для колониальной администрации. В деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании народном языке.

Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М. Утемисову выражал В.И.Даль. В повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.

Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта». В этом произведении содержится сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. А.С.Пушкин в 1833 г. для сбора материалов о Пугачевском восстании был в Оренбурге. В городе Уральске он сделал записи казахской поэмы «Козы-Корпеш - Баян Сулу».

В 40-х гг. XIX в. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина. Экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова в 1848-1849 гг. изучала бассейн Аральского моря.

В первой половине XIX в. русским ученым А.Левшиным было написано трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей»

По силе таланта среди казахских поэтов первой половины XIX в. на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания 1836-1838 гг. и помогают увидеть причины и цели движения. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом. В качестве воспитателя ханского наследника Махамбет в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге.

Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян Сулу» был записан Шоже Каржау-байулы. В XIX в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суин-бай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: