double arrow

Тест №5


1. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII века было вызвано:

а) церковным расколом;

б) введением подушной подати;

в) появлением медных денег;

г) установлением налога на соль.

2. Какой характер отношений между церковью и государством утвердился в результате Петровских реформ:

а) церковь сумела реализовать идею превосходства церковной власти над светской;

б) установилось равновесие церковной и светской властей;

в) церковь была окончательно подчинена государству, превращена в составную часть государственной системы;

г) церковь была отделена от государства.

3. Какую роль в развитии отечественной промышленности сыграл указ 1721 г., разрешающий владельцам мануфактур покупать к своим заводам крепостных крестьян:

а) ускорил развитие капиталистического уклада на промышленных предприятиях;

б) способствовал превращению мануфактур в разновидность вотчинной феодальной мануфактуры;

в) способствовал процессу создания социальной структуры российского общества, аналогичной обществам западноевропейских стран;

г) ограничил крепостное право в России.




4. Определите российских просветителей XVIII века:

а) С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев;

б) В.В. Растрелли, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков;

в) Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов.

г) Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов, М.И. Кутузов.

5. Какие действия Екатерины II, в первую очередь, стимулировали развитие критического отношения образованных слоев общества к существующему социальному и политическому строю?

а) распространение в российском обществе идей Просвещения, расширение культурного горизонта дворянства;

б) усиление крепостного права, распространение его на новые территории;

в) укрепление и распространение прав и привилегий дворянства;

г) подавление крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева

6. Суть теории естественного права, разработанной в «век Просвещения», заключалась в следующем:

а) право на существование имеет только такое общество, целью которого является счастье и благоденствие его членов; если правитель узурпирует власть, то общество имеет право на вооруженную борьбу с тиранией;

б) государственная власть должна представлять собой совокупность законодательной, исполнительной и судебной властей, осуществляемых независимыми друг от друга органами;

в) все люди от рождения наделены Творцом естественными и неотъемлемыми правами: правом на жизнь, свободу и собственность;

г) это право отождествляло собой принцип презумпции невиновности обвиняемого.

7. В чем суть теории общественного договора, разработанной в «век Просвещения»?

а) понимание государственной власти как совокупности законодательной, исполнительной и судебной властей, осуществляемых независимыми друг от друга государственными органами;



б) воплощение в жизнь конституционализма, участие народа в управлении страной, всеобщее избирательное право, незыблемость гражданских свобод;

в) понимание государства как института, возникшего в результате договора между людьми, право лишать власти государя и правительство, не выполняющих условия договора;

г) создание демократического государства.

8. Петр I проводил политику меркантилизма. Она выражалась:

а) в создании административной системы;

б) в развитии торговли, в укреплении позиций русского купечества, в установлении государственной монополии на часть товаров;

в) в слиянии вотчины и поместья;

г) в конфискации церковных земель

9. Определите, какая из приведенных ниже оценок относится к реформам Петра I:

а) реформы означали разрыв преемственности в развитии страны, имели ряд отрицательных последствий: жесточайшая эксплуатация и истощение сил населения, рост бюрократизма и превращение бюрократии в привилегированный слой, усиление закрепощения крестьян;

б) преобразования способствовали развитию капиталистического уклада, ослабляли остроту социальных противоречий и в перспективе должны были перерасти в либеральные реформы в русле идей Просвещения;



в) реформы, хотя и были внутренне противоречивы, подверглись в дальнейшем корректировке "вправо" и оказались незавершенными, тем не менее создали социально-политические и правовые условия для модернизации страны.

г) преобразования носили половинчатый характер и не были реализованы на практике.

10. Чье правление отмечено победами русского оружия в Семилетней войне?

а) Петра I;

б) Екатерины II;

в) Ивана IV;

г) Елизаветы Петровны.

11. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов верховного тайного совета содержалось в

а) Соборном уложении;

б) кондиции;

в) Табели о рангах;

г) Духовном регламенте.

12. В 1722 году Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право

а) лично выбирать и назначать наследника;

б) выбирать наследника вместе с Сенатом;

в) передавать престол строго по наследству;

г) передавать престол только по мужской линии.

Контрольное задание № 5

1. Какие обстоятельства подталкивали Петра к экономическим преобразованиям?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Часто утверждают, что во времена Екатерины II нашла свое продолжение петровская эпоха. На каких фактах основано, по-вашему, такое утверждение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу. «Дворяне и крестьяне в XVIII в.»

  Введение новых привилегий дворян Ухудшение положения крестьян
Россия при Петре I    
Россия во втор. четв. XVIII в.    
Россия при Екатерине II    

4. Чем Вы можете объяснить активную и в целом результативную внешнюю политику России в XVlIII в.?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу. «Войны России сер. XVII-XVIII века»

страны   годы с Пруссией   со Швецией с Турцией с Польшей
Причины войны        
Итоги войны        

КРОССВОРД ПО ПЕРИОДУ С НАЧАЛА ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ДО КОНЦА XVIII ВЕКА
(КОНЕЦ XVII- КОНЕЦ XVIII ВВ.)

По вертикали:

1. Художник, автор картины <Петр I>.

2. Русское название полуострова Ханко в Финляндии, где во время Северной войны русский флот разгромил шведскую эскадру, 1714 г.

3. Русский писатель, баснописец XVIII в.

4. Один из высших государственных органов России, учрежденный Петром I в 1721 г. Ведал делами православной церкви.

7. Русская крепость у истока реки Невы. В 1611 г. захвачена шведами. Отбита в 1702 г. и названа Шлиссельбург.

8. Островное государство на Дальнем Востоке, северные берега которого исследовала русская экспедиция середины XVIII века.

9. Место, круглый каменный помост на Красной площади в Москве, где оглашались указы, иногда совершались казни.

13. Сатирический журнал второй половины XVIII века, издаваемый Н. И. Новиковым.

14. Город на Украине, в районе которого в 1709 г. произошла решающая сухопутная битва в ходе Северной войны.

19. Лицо, принятое на военную службу по повинности, введенной Петром I в 1705 г.

20. Мореплаватель, капитан-командор русского флота, датчанин по национальности. Руководитель русских экспедиций, открыл пролив, отделяющий Азию от Америки

21. Русская крепость в Сибири, укрепление в пограничной полосе.

24. Остров в Финском заливе, где в 1703 г. была построена крепость Кроншлот (Кронштадт).

25. Река в Румынии, на берегу которой во время русско-турецкой войны в 1789 г. войска Суворова А.В. разгромили турецкую армию.

26. Немец на русской службе, который при императрице Анне Иоанновне был президентом Военной коллегии. 28. Город-крепость на одноименной реке, возле которого в 1700 г. шведские войска Карла XII разгромили русскую армию.

По горизонтали:

5. Деревня юго-восточнее Могилёва, возле которой во время Северной войны войска Петра I разгромили шведский корпус генерала А. Левенгаупта.

6. Государство, перешедшее в 1783 г. под покровительство России по Георгиевскому тракту.

10. Русский граф, фаворит Екатерины II, один из организаторов дворцового переворота 1762 г.

11. Думный дьяк, учитель Петра I, участник развлечений молодого царя.

12. Русский полководец, который не проиграл ни одного сражения. Автор книги <Наука побеждать>.

15. Швейцарец на русской службе, сподвижник Петра I. Командовал флотом в Азовских походах. В 1697-98 гг. - в Великом посольстве.

16. Русский актёр и театральный деятель, который основал в Ярославле первый национальный театр.

17. Глава казацкого войска на Украине, должность Мазепы.

18. Русский механик и изобретатель XVIII в., который построил оригинальные станки различных конструкций.

22. Временный правитель государства вместо монарха. Назначение царевны Софьи по малолетству Петра I и Ивана V.

23. Имя польского короля, союзника Петра I по Северной войне (1700 - 1721 гг.).

27. Русский князь, генерал-адмирал, который командовал русским флотом в сражении у острова Гренгам в 1720 г.

29. Русский скульптор XVIII в., земляк Ломоносова, который создал галерею скульптурных портретов своих современников.

30. Звание VIII класса по <Табелю о рангах> в военной службе. Соответствует гражданскому коллежскому асессору.

31. Дворец русских императоров в Санкт-Петербурге, построенный по проекту В. Растрелли в 1754 - 1762 гг.

32. Столица Курляндского герцогства, откуда <верховниками> была приглашена на царствование Анна Иоанновна.







Сейчас читают про: