Культурологическая концепция Э. Гуссерля

Немецкий философ-идеалист Эдмунд Гуссерль (1859–1938), не будучи культурологом, внес, однако, заметный вклад в развитие наук о культуре. В русле феноменологии Гуссерль занимался проблематикой европейского рационализма, который он рассматривал как основу европейской духовности.

Культурологическая проблематика в трудах Гуссерля представлена через «телос», т. е. внутренне присущую истории разумную цель. Важную роль в истории европейской культуры исследователь отводит науке и конкретно философии. Гуссерль рассматривает европейскую культуру не с позиций натурализма, который утверждает причинную обусловленность проявлений духа в телесном, а с точки зрения универсальной, чистой «науки о духе», каковой и является, по его мнению, феноменология. Гуссерль не оперирует понятием «культура», т. к. его интересует именно история духа, но не материальный элемент. «Духовный образ Европы» – вот предмет его исследований, именно с ним связаны надежды философа на начало новой эпохи в жизни человечества, согласованной с «идеями разума». Европейский дух определяется лежащей в его основе «философской идеей», имеющей телеологическое наполнение (телеология – идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы наличие целей, которые либо определяются Богом, либо внутренне присущи естественному порядку вещей).

В отличие от Шпенглера, Гуссерль не отказывается от идеи единства исторического процесса и признает наличие уз, связующих множество различных типов культуры. Народы, обладающие национальными различиями, объединяются неким общим духовным образом, «телосом». Общий «телос» европейской сверхнации содержит более мелкие «телосы» каждой национальности, далее – каждого отдельного человека и представляет собой «бесконечную идею», цель духовного развития.

Гуссерль – европоцентрист: по его мнению, именно «европейское человечество» обладает «врожденной энтелехией» (термин Аристотеля, означающий возможность реализации чего-либо, потенцию), которая и придает смысл развития европейскому духу. Истоки европейского духа Гуссерль видит в древнегреческой философии, уникальном культурном феномене, науке о единстве всего сущего, универсальном знании. Именно «теоретическая установка», основанная на «удивлении» (по Платону и Аристотелю – отправной точке познания) противостоит «мифо-практической» парадигме и лежит в основе европейского «духовного образа».

Таким образом, Гуссерль рисует картину становления философии как новой формы культуры, основывающейся на чисто теоретическом интересе к миру. Распространяясь все шире, философия выдвигает требования подчинения действительности идеальным нормам, безусловной Истине. Традиции, опыт отвергаются в пользу Истины, формируется новая культура «особого человечества», сообщества людей, живущих чисто идеальными интересами.

Преодоление кризиса европейской культуры Гуссерль видит в возврате к истокам духовности – европейскому рационализму, который претерпел искажения за счет вмешательства «натурализма» и «объективизма» в эпоху Нового времени. Философ настаивает на восстановлении утраченной связи человека с наукой, обеспечивающей возможность осмысления мира и своего места в нем. Основой, фундаментом науки и культуры должен стать некий «жизненный мир» – мир, в котором нам даны вещи, явления, люди как данность, до какой-либо установки сознания.

Таким образом, культурологическая концепция Гуссерля кроме европоцентризма, характеризуется также упором на разум и рационализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: