double arrow

Оптимистический» и «пессимистический» подходы в оценке роли культуры в жизни общества


Постмодернизм в философии культуры.

Условно все теории можно разделить на две группы: «оптимистический взгляд на культуру» и «пессимистический». Сторонники оптимистического взгляда рассматривают культуру как средство облагораживания человека, превращения его в гармонически развитую личность. Такой подход формировался в эпоху Нового времени, когда все общество подвергалось реформированию под влиянием революционной эйфории. Одним из представителей оптимистического воззрения стал Иоганн Готфрид Гердер (1744–1833), полагавший, что прогресс культуры ведет к созданию единой человеческой цивилизации. Он рассматривал культуру в контексте эволюции, перехода от «варварства» к «цивилизованному» состоянию. Смысл истории по Гердеру – отграничение человеческого от животного. Культура истолковывается как второе рождение человека. Гердер писал: «Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли – «культура», либо с образом света – «просвещение»[14]. Необходимым элементом воспитания Гердер считал уважение к истории и культуре других народов. Он стоял на позициях преемственности и всеобщности социально-культурного процесса, считая, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культурой нет и не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию человеческой цивилизации.




Основоположники социологии XIX века Г. Спенсер и О. Конт считали, что неотъемлемым признаком развития европейских стран является прогресс. К оптимистическим можно отнести также теории Н. Я. Данилевского, П. Сорокина, К. Ясперса (их мы рассмотрим ниже), а также концепции У. Ростоу(теория стадий экономического роста), Б. Арона (теория единого индустриального общества), Д. Белла (теория постиндустриального общества), в которых подчеркивается огромное значение культурного компонента в жизни общества.

К пессимистическимможно отнести концепцию Жан-Жака Руссо (1712–1773), французского мыслителя эпохи Просвещения. В своей работе «О влиянии наук на нравы» писатель высказал скандальную по тем временам мысль о негативном влиянии искусства на духовное состояние общества, доказав, что оно «портит» общественную мораль, которая деградирует параллельно с прогрессом культуры. Радикальный способ «спасения» от плодов цивилизации Руссо видел в возвращении к природе, к истокам. Философ ввел в обиход термин «отчуждение», характеризуя им те процессы, которые неизбежно вызывает в обществе научно-технический прогресс: цивилизация все больше и больше «противостоит» человеку, его натуре, достижения научной мысли, плоды творческих усилий в конце концов приводят к тому, что человеческие изобретения начинают «угрожать» человеку. Позже эта мысль нашла свое отражение в фантастических романах о победе роботов над людьми, о неуправляемых химических и физических катаклизмах, вызванных человеческим любопытством. Современные руссоисты ссылаются на его выкладки, характеризуя нынешнюю зависимость политической стабильности в мире от атомного оружия, созданием которого человечество обязано научному гению и амбициозности некоторых своих представителей.



Пессимистическими можно назвать и концепции Ф. Ницше,

З. Фрейда, К. Г. Юнга, О. Шпенглера, А. Тойнби, М. Хайдеггера,







Сейчас читают про: