Социально политическая организация восточных славян VI-IX века

· Славяне жили родовыми общинами, селились в поймах рек.

· Жили небольшими незащищенными поселениями (20–50 чел.)

· С 6 века поселения укрепляются, появляются гнезда. (группировка нескольких поселений)

· Процесс формирования соседско-бытовой общины

· 6–7 век – появляются укрепленные поселения – городища.

· Имеются племенные вожди и царь-боги. Намечается верхушка. Выделяется служилая знать (вожди+войны-дружинники)

· Имущественное расселение

· Новый слой – родовая знать(старейшины)

· Появляется народное собрание(вече)

· Возможность власти породила борьбу за власть (победила служилая знать, правленческие судебные, культовые ф-ии) Начинают собирать дань. Власть – наследственная.

· Формируются племенные союзы (древляне, ильменские словяне, дреговичи, поляне), суперсоюзы (северный, южный, западный)

Структура общества

1. Свободное население (верхушка+общинники)

2. Неполноправные свободные (женщины, дети, старики)

3. Рабы (челядь)

Занятия славян. Археологические находки свидетельствуют о том, что основным занятием восточных славян было земледелие. Из византийских источников известно, что они «возделывают злаки, особенно пшеницу и просо». Системы земледелия были примитивными и очень трудоемкими. На юге, в степных районах применялось переложное, или залежное земледелие, на севере - подсечно-огневое. Освоенные земельные участки (поля) использовали несколько лет, пока земля не истощалась, потом осваивали новые территории и начинали все сначала. Передвижение шло вдоль рек. Основными орудиями труда являлись различные виды деревянного рала (вид плуга), примитивные сохи-суковатки, узколезвенный топор и серп. Восточные славяне занимались также скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством (сбором меда диких пчел), т.е. всем тем, что давал им кормящий ландшафт.

Славяне были язычниками. Они верили в добрых и злых духов, обожествляли силы природы, поклонялись душам умерших предков. Исследователи обращают внимание на то, что у них не было храмов и особого сословия жрецов, хотя были кудесники и волхвы, которые считались служителями богов и толкователями их воли. Главными богами были: Даждьбог - бог солнца (Хорос и Ярило у разных племен), Сварог - бог неба, Волос, или Белес - покровитель скотоводства, Перун - бог молний и грома, бог войны, Мо-кошь - богиня плодородия и домашнего очага.

Общественный строй восточных славян в VII-IX вв. историки определяют как строй военной демократии. Это переходный этап от родоплеменного первобытного общества к социально неоднородному обществу и государству. Для него характерно следующее:

-накопление ценностей верхушкой родоплеменной знати, рост имущественного неравенства;

-сильная власть вождей;

-наличие постоянной военной организации - дружины, охранявшей племенную территорию, совершавшей вместе с князем (вождем) набеги на соседние народы, участвовавшей в решении спорных или иных вопросов внутри сообщества;

-патриархальный характер рабства. Захваченных в военных мероприятиях пленных восточные славяне использовали в своем хозяйстве, а по истечении некоторого времени отпускали за выкуп или же предлагали остаться у себя на положении свободных людей;

-сохранение элементов первобытных отношений: вооружение всех свободных мужчин, сходы племенного сообщества для решения общих дел, кровная месть, нормы обычного права.

Начальная хозяйственная специализация и особенно развитие ремесла являлись важными показателями роста производительных сил общества. Ремесленное производство создавало предпосылки для возникновения городов - центров ремесла и торговли. Поначалу торговля носила натуральный, меновый характер, затем был введен эквивалент обмена - шкурка пушного зверька (куна); восточные славяне также использовали при расчетах монеты других стран.

В этих условиях развивается внутренняя и внешняя торговля. Со времени колонизации Великой Русской равнины у восточных славян сложились внешнеэкономические связи со странами Востока, Византией, странами Северной Европы. При этом использовались главные торговые пути: Великий Волжский, Днепровский (путь «из варяг в греки»), а с конца IX в. сухопутные пути в Западную Европу. Но основным, безусловно, был «путь из варяг в греки» - с Балтики через систему рек и волоков к Днепру, затем по Днепру в Черное море и далее в Константинополь (Византию). В.О. Ключевский подчеркивал, что Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой дорогой для восточных славян, сближавшей их с процветающей и могущественной Византией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: