double arrow

Внутриполитическое развитие Киевской Руси в первой половине 11 в


Значение принятия христианства.

1.Укрепление гос-ва изнутри

2.Объединило всех восточных славян в один народ – русский

3.Повышается международный престиж

4.последующая русская культура базируется на православии (каменное зотчество, фресковая живопись, иконопись)

5.Христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более, великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться.

Русская церковь являлась основной частью Константинопольской монархии. Во главе-киевский митрополит. Избирался собором эпископов. Патриарх так же имел право избирать эпископов. Первый русский митрополит Иларион (1051–1062)

Правление Ярослава Мудрого (1019–1054). Расцвет государства Русь связан с именем ещё одного выдающегося правителя Древней Руси – Ярослава Владимировича, позднее названному Мудрым. В 1015 г. Владимир Святой умер. На киевском престоле оказался сын Владимира – Святополк, но влиятельная дружина Владимира на престоле хотела видеть других сыновей Владимира – Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Святополк приказал убить своих братьев – Бориса и Глеба. Против Святополка выступил его брат Ярослав, княживший в это время в Новгороде. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле, а в 1036 г. в его руках соединилась вся Русская земля. При Ярославе Мудром Русь достигла наивысшего расцвета.




В правление князя Ярослава политические и социальные раннефеодальные формы древнерусского государства приняли законченный характер. Окончательно оформилась верховная власть. С уничтожением местных племенных княжеских династии титул «князь» стал неотъемлемым атрибутом рода Рюриковичей. Политическая власть над всей русской землей считалась коллективным достоянием рода, а пользование определенными долями общеродового достояния обуславливалось для каждого отдельного князя степенью его родового старшинства. Верховным правителем был старейший в роду и он княжил в Киеве. Князья – правители волостей – были его «подручниками».

Племенные формы организации общества заменяются волостными. Огромные размеры Древнерусского государства определяли обособленность волостных интересов. Волости сложились на основе прежних племенных княжеств, но их границы не оставались неизменными. Они менялись в результате междоусобных войн, разделов и обменов территорий. Например, по завещанию Ярослава Мудрого Среднее Поднепровье (полянская земля) было поделено между его сыновьями Изъяславом, Святославом и Всеволодом.

Господствующий класс был представлен в это время дружиной киевского князя и дружинами его родственников. В дружинах существовала иерархия: «старейшая дружина» представляла собой группу приближенных к князю советников (бояр), «молодшая дружина» (отроки и детские) составляли основную боевую силу князя. Отроки – это военные слуги князя и бояр. Детские же были менее зависимы от князя. Дружина набиралась из вольнонаемных воинов. Своеобразным методом набора в дружину и укреплением дружинных отношений служили великокняжеские пиры, проходившие в гридницах. Значительную роль в укреплении княжеской власти играли гриди.



Оформляется центральный аппарат управления. В качестве должностных лиц администрации выступают дружинники. Князь управляет государством вместе с боярским советом – думой. В городах управляют от имени князя посадники (наместники). В пограничных городах, где высока вероятность военных действий, управляют делами воеводы. В княжеской администрации появляются сборщики поземельных податей – данники, судебные чиновники – мечники, вирники, подъездные; сборщики торговых пошлин – мытники. Княжеским хозяйством управляли тиуны.

В этот период начинает складываться вотчина. Из летописей известно о личных княжеских селах и охотничьих угодьях. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви, однако ее удельный вес был незначительным. Основная часть территории находилась в общей собственности древнерусской элиты.



Население Руси делилось на две категории – свободные и несвободные. Свободное сельское население, платившее подати, называлось смерды. Горожане постепенно стали называться посадскими людьми. Несвободные делились на зависимых людей и рабов. В X в. появляются две группы зависимого населения рядовичи и закупы. Рабы носили на Руси название холопы.

Нормы обычного права и изменения в социально-правовом положении населения, а также взаимоотношения местного населения с пришлыми варяжскими отрядами были зафиксированы при Ярославе Мудром в письменном законе «Русская Правда».







Сейчас читают про: