Культура России в первой половине XIX в. Общественное движение во второй четверти XIX в

Общественное движение во второй четверти XIX в.

В период царствования Николая 1 крепостничество тормозило прогресс во всех областях общественного развития. Полицейско-бюрократическая система подавляла общественную мысль, что неизбежно углубляло конфликт власти и общества.

С 1830 — начала 1840-х гг. оформились западничество и славянофильство как два направления либеральной общественной мысли. Представители первого (В. Г. Белинский, В. П. Боткин, А. И.Герцен, Т. Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш и др.) считали, что Россия и Запад развиваются по общим законам, имеют общую историческую почву. Развитие России они видели в заимствовании европейского пути развития. Идеи свободы, прав человека, законности, парламентаризма были основой теорий западников. Славянофилы (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков и др.) декларировали самобытность русского исторического пути. Их политический идеал — монархия. Реформы Петра представлялись им глубокой ошибкой, нарушившей гармонию естественного развития страны на традиционной, национальной почве. Но общим для обоих направлений были пропаганда идеала личной свободы и требование отмены рабства.

В 40—50 гг. А. И. Герцен заложил основы теории общинного социализма. Герцен считал, что крестьянская Россия, воплощая идеи народничества, избежит “пороков” западной цивилизации. Началом социализма в России он считал освобождение крестьян с землею. В общественном движении существовало (помимо либерализма западников и славянофилов, социалистического демократизма Герцена) третье охранительное или консервативное течение.

Просвещение и образование. Для детей крепостных крестьян школ не было, для детей государственных крестьян в начале XIX в. были открыты приходские школы с программой обучения на один год. Обучение было элитарным. Нередко дворяне давали своим детям домашнее образование, в программу которого входило обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам, рисованию. В Петеpбypгe открылись специальные высшие учебные заведения: Технологический институт, Институт инженеров путей сообщения, Горный и Межевой институты.

Наука. Первая половина века была отмечена успешным развитием русской науки. К.Ф.Рулье разрабатывал эволюционную теорию развития животного мира. Н.И. Лобачевский в 1826 г. создал “неэвклидову геометрию”. Физик Б.С. Якоби сконструировал первый в мире электромотор (1834). Отец и сын Черепановы на Урале создали железную дорогу и построили паровоз (1834). Н. И. Пирогов ввел в хирургию эфирный наркоз и применение антисептических средств Ф. Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду. Значительное развитие получила историческая наука. Н. М. Карамзин создал 12-томную “Историю государства Российского”.

Литература. Литература этого периода воспитывала гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания. Война 1812 г. способствовала появлению нового творческого метода в литературе - романтизма. Представителем “салонного” романтизма был поэт, переводчик, критик В. А. Жуковский. Сторонниками свободолюбивого романтизма являлись ранний А. С. Пушкин (ода “Вольность”), К.Ф. Рылеев.

Рождение нового литературного направления — критического реализма — было связано с появлением “Горя от ума” А.С.Грибоедова и драмы “Борис Годунов”, повести “Капитанская дочка”, “Евгения Онегина” А.С. Пушкина. Это направление утвердилось в творчестве М. Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.И.Герцена, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И. А. Гончарова.

Народным духом проникнуто музыкальное творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А.Л.Гурилева. Оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила” сыграли выдающуюся роль в развитии отечественной ценной музыкальной и вокальной школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: