double arrow

Общие и специфические функции менеджмента

Под функциями понимают основные задачи, стоящие перед менеджментом, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации. Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

● планирование; организация; координация; регулирование; мотивация; контроль.

Реализуя планирование, предприниматель формулирует стоящие перед фирмой цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

Планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации.

Задачей функции организации является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

Сущность функции координации и регулирования заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением системы производства в случае отклонения от заданных параметров. Цели координации и регулирования — установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, документы.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Важнейшая особенность контроля состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Специфические функции определяются объектом управления.

Конкретные (специфические) функции управления – представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, координацию, регулирование, мотивацию и контроль.

Специальные функции являются подфункциями конкретной функции. Наиболее распространенными конкретными (производственно-хозяйственными или специфическими) функциями являются:

— оперативное планирование и управление производством;

— управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства;

— управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания;

— прогнозирование и технико-экономическое планирование;

— управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива;

— управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг);

— управление капитальным строительством и реконструкцией;

— управление финансовыми ресурсами и учет;

— управление хозяйственным обслуживанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: