double arrow

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ МОДЕРН В РОССИИ

2

Период модерна относительно короток, имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г.

Модерн возникает « как своеобразный протест против художественного упадка и эклектики в архитектуре и оформлении интерьера…»[1]. Художники обращаются к природе, они используют зоолого-ботанические мотивы – цветы лилии, цикламены, ирисы, водяные растения, маки, бабочки и стрекозы. Стремление запечатлеть в изделиях прикладного искусства – процесс роста цветка, травы.

Общепринятый «набор» декоративных мотивов и предметов прикладного искусства в интерьерах русского модерна роднил между собой скромные квартиры людей «среднего достатка» и жилые покои дворцов и богатых особняков, создавая иллюзию демократичности этого стиля. От таких элементов убранства, как мебель, драпировки, декоративные лампы, часы и барометры, до общепринятого набора репродукций модных художников в «текучих» резных рамах – на всем лежала неизгладимая печать стиля модерн, терпкий привкус, в чем-то роднивший между собой массовые ремесленные образцы и произведения подлинного искусства. «Эстетика модерна не знает понятия «второстепенное». Каждая деталь, будь то ручка двери или светильника в ванной, требовало ровного внимания, должна была быть уникальной и неповторимой» [2].




Таким образом, стиль модерн расцвёл пышно и бурно, ему была присуща новизна и смелость в использовании разнообразных материалов и неожиданность их трактовки. Основной признак стиля – декоративность, основной мотив – вьющееся растение, основной принцип – уподобление рукотворной формы природной. Эксперименты со стеклом, теряющим прозрачность и хрупкость, приобретающим видимую тягучесть, вязкость, упругость, поиски выразительных сочетаний формы, линий и цвета в фарфоре и керамике, широкое введение кованой меди, смальты, майолики, эмали в отделку люстр и часов, мебели и каминов, посуды и женских украшений, изощренные силуэты дамских нарядов, словно повторяющих текучие контуры драпировок и их орнаментику, - все это придавало совершенно особый характер интерьерам модерна. Стремление к «культуре деталей» от монументальных витражей до тончайших изделий ювелирного искусства, придавало стилевую цельность жизненной среде эпохи модерна, которую нельзя спутать ни с какой другой.

ОСОБЕННОСТИ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ 1890 – 1914 гг. Основополагающую роль в искусстве костюма этого периода играет образ и конструкция. Эстетика женского образа рассматриваемого периода времени выражалась в модном художественном костюме, который создавался силой воображения и таланта профессиональных художников-модельеров.

Костюм эпохи модерн искусственно формирует тело, тем не менее, обладая бесспорной композиционной слаженностью и привлекательностью.



«Женская фигура в костюме приобретала горделивую и грациозную осанку с выпрямленной спиной, втянутым животом, очень прямо поставленной головой и перегибом в области талии. В профиль этот перегиб распределял главные объёмы фигуры по обе стороны «вертикали»: подчёркнуто-пышный бюст выступал вперёд (опускаясь при этом несколько вниз), а столь же подчёркнутая покроем юбок и увеличенная накладками нижняя часть торса выступала назад. Плавная, текучая линия силуэта продолжалась в движениях гибкого, волочащегося по земле трену»[3].

«Стиль модерн обогатил искусство костюма новой цветовой гаммой – бледно-серые, зеленые, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафты, муслины и крепдешина блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд (сорти де баль) [4].

На формирование костюма влияли не только изменения идеалов красоты, а также политические и общественные движения, социальные тенденции, открытия и находки артистического мира. Невозможно не согласиться с Т.В. Козловой: « Знаки и символы в костюме связаны с ассоциативным восприятием реальных предметов и не являются идентичными им, так как они представляют класс довольно условных зрительных знаков, значения которых должны быть заучены и которые, обладая собственным смыслом, передают изображение, отличное от него самого, но субъект при этом реагирует на него так же, как на сам предмет» [5].



Следует сделать вывод, что период с 1890 по 1914 гг. стал уникальным в истории костюма. Как бы ни было красиво платье прошлых десятилетий, но оно уступило место новой линии. Постепенный отказ от глухих воротников – стоек, появляется маленькое открывающее шею декольте. Новая форма мягкого лифа, который мог носиться без корсета, значительно уменьшение количества нижних юбок, более простые, лишённые тяжёлой многослойности платья значительно облегчили наряд. Новая женщина – подвижная и независимая – постепенно отказывается от замкнутости.



2




Сейчас читают про: