Тема 1. Введение в курс истории России. Начало государственности в русских землях VI-XV вв

Содержание основных тем дисциплины

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая деятельность человека в значительной мере определяет социальную, политическую и культурную историю общества. Разумеется, существует и не менее важная обратная связь общественной истории человечества с его экономической деятельностью. В соединении социально-культурной, мыслительной и экономической деятельности в самом разнообразном сочетании могут складываться факторы, вызывающие прогрессивную или регрессивную эволюцию общества.

История России как наука и учебный предмет в программе подготовки экономистов и специалистов в области информационных технологий выполняет важную междисциплинарную функцию, соединяя экономические, политические, философские и культурологические знания студентов. История, в соответствии со структурой основных образовательных программ бакалавриата входит в гуманитарный цикл. Вместе с другими дисциплинами гуманитарного цикла является важнейшей в формировании ряда общекультурных компетенций.

Студент, прошедший курс обучения:

· Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1)

· Способен понимать и систематизировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2)

· Способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3)

· Способен анализировать социльнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

2. Учебно-тематический план курса “История России”

№ п/п Наименование тем   Количество часов
Лекции Практ. Всего час.
  Тема 1. Введение в курс истории России. Начало государственности в русских землях VI-XV вв      
  Тема 2. Российское государство в XVI-XVII вв. Тема 3. Эпоха петровских и екатерининских преобразований.      
    Тема 4.Кризис самодержавия в конце XVIII первой половинеXIX В. Тема 5. Реформы и кон трреформы второй половины XIX В.Их исторические последствия (1855 г. - XIX в.)      
  Тема 6. Социально-экономическое положение России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Эпоха войн и революций (1900-1919гг.)      
  Тема 7.Становление и развитие советской социально-политической и экономической системы после февральской революции и большевистского переворота 1917 г. СССР в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)      
  Тема 8. Эволюции СССР в послевоенные годы (1945-1985 гг.)      
  Тема 9. Начало реформ, распад СССР. Россия как суверенное государство. Итоги исторического пути России к началу XXI в.      

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторических источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Общее и особенное. Методология и теория исторической науки.

Многообразие, единство и направленность исторического процесса. История России - как часть всемирной истории. Роль античного, византийского и восточного наследия. Особенности российской цивилизации в мировом историческом процессе.

Этногенез восточных славян. Восточнославянские племена с древних времен. Начало государственности.

Восточные славяне в период образования древнерусского государства в IХ-Х1 вв. «Норманнская теория» и её трактовка. Киевская Русь: система управления государством. Социальная организация. Политическое устройство. Византийско-древнерусские связи. Крещение Руси и распространение христианства. Хозяйство. Торговля. Налоговая и денежная системы. Ранние формы феодальных отношений в русских землях.

Взаимоотношения Киевской Руси с другими государствами. Хазарский каганат: исторические концепции и взгляды на его роль в русской истории. Эволюция восточно-славянской государственности в XI-XIIвв. Социально-экономические и политические предпосылки ослабления и распада Киевской Руси.

Русские земли в XII-XV вв.: социально-политические изменения. Обособление княжеств. Новгородская феодальная республика. Владнмиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынская земля. Междоусобица и попытки иноземного вторжения. Владимирская Русь.

Борьба Руси с западным влиянием Ливонский орден. Крестоносная агрессия. Взаимоотношения России и Швеции в историческом контексте (IX-XVIII вв.). Образование Золотой Орды. Улусы. Политика Золотой Орды, её влияние на Русь и ее историю. Русские князья, их роль, влияние и политическая ориентация в этот период. Исторические концепции и взгляды на взаимоотношения Руси и Орды: Русь и Великая степь. Русь и средневековые государства Европы и Азии.

.Российская государственность в ХIV-ХV вв. Образование русско-литовского государства. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Сельское хозяйство. Город. Предпосылки объединения северо-восточных земель. Объединительная политика московских князей и превращение Москвы в политико-экономический,культурный


и национальный центр русских земель. Особенности формирования сословной системы в Московской Руси. Взаимоотношения Москвы с другими городскими центрами. Рязань, Владимир. Тверь.

Соперничество Московии и Литвы в историческом контексте. Куликовская битва. Борьба за упрочение власти Великого князя Московского. Завершение объединения. Распад Золотой Орды.

Правление Ивана III. Изменения в системе государственного управления. Особенности развития централизованной власти. Издание первого свода законов централизованного государства «Судебника» (1497 г.). Идейно-политическое обоснование самодержавной власти. Укрепление опоры самодержавия. Новый дворянский класс - «помещенные» на службу.

Обособление русской православной церкви в середине XV в. Церковь и ереси во второй половине XV в. Роль идеологических факторов в развитии русской государственности. Источники культурного обособления. Антизападнические тенденции и их эволюция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: