double arrow

Требования к устному выступлению

Устное выступление студента на семинарских занятиях должно отвечать определённым методическим требованиям. Подготовка к семинару проводится во внеаудиторной форме, требует привлечения дополнительных научных источников, включая электронные. Студенту следует помнить, что качество и уровень семинарских материалов должны значительно превосходить школьные стандарты. Фактически это должно быть небольшое самостоятельно выполненное научное исследование или аналитический обзор. Источниковедческой основой этой работы не могут служить только лишь учебники и пособия. Необходимо обращаться к научным монографиям, статьям, сборникам хрестоматийного характера или непосредственно к первоисточникам. Большая часть этой литературы доступна в электронном виде. Если реферат готовится в письменном виде, то он должен сопровождаться списками использованной литературы. Если же в устном, то необходимо сделать небольшой обзор источников.

По своему стилю речь студента должна быть грамотной, логически выверенной, не допускающей обыденных или бытовых выражений, содержать необходимые научные и устоявшиеся понятия, термины, формулировки, принятые в научной и учебной литературе. Изложение и анализ исторического материала вовсе не требуют чеканных формулировок или однозначных выводов. Сложность исторического материала в том и состоит, что он часто граничит с вероятными зависимостями, неопределенными связями и т.п. и поэтому требует сложных пояснений. Из этой способности складывается всесторонность исторического описания, хотя достоверность и надежность выводов может быть не очевидна.

Содержание и структура выступления могут носить свободный характер, т.е. допустимо логическое и концептуальное творчество, речевые приемы, придающие выступлению дополнительную убедительность. Оно может содержать самостоятельные суждения, личные оценки, высказываемые, в том числе в порядке предположения. Важно, однако, чтобы суждения по возможности основывались на научно апробированных философских, моральных, культурных и других критериях. С учетом сложности всей исторической проблематики допускается также неопределенность в трактовке тех или иных явлений, событий, связанная с тем, что некоторые страницы российской истории требуют переосмысления, либо еще недостаточно изучены.

Начиная подготовку к семинару, студент должен тщательно выбрать тематику выступления, очертить хронологические рамки, точно сформулировать цель выступления или реферата. Самая распространённая ошибка студентов на этом этапе - это слишком широкие и неопределённые границы вопроса. Вопросы, предлагаемые к семинару в методическом пособии, имеют рекомендательный, рамочный характер. Руководствуясь дополнительным тематическим перечнем вопросов (см. приложения) или тематикой лекционного курса, студент может самостоятельно поставить конкретную историческую проблему. Возьмём вопрос 5 темы 1: "Крестьянско-земельные отношения XI-XVIII вв.: русский крепостнический порядок (от патриархальных отношений к военно-феодальному строю)". В 5-7 минутном сообщении, конечно, невозможно раскрыть эту тему полностью, поэтому в рамках заданной темы можно выделить более узкий вопрос "Отмена Юрьева дня в конце XVI в. как предпосылка Смуты" и на этой основе подготовить небольшое выступление. В пределах этой же крестьянской темы можно, например, сформулировать другой весьма узкий, но важный вопрос: "Попытки частичного ослабления крепостного строя в начале XIX века, их исторический характер и последствия".

Этот метод следует распространить на все вопросы предлагаемой тематики семинарских занятий. В целом, семинарские выступления, построенные таким образом, позволят конкретизировать обсуждение исторических проблем, используя яркие и интересные примеры, показать особенности исторического процесса в нашей стране. На выступление даётся 5-7 минут. Оно должно укладываться в краткий, весьма насыщенный смыслом текст. По конструкции и содержанию это может быть небольшое концептуальное сообщение или небольшой критический анализ. Некоторое обострение проблемы обычно способствует возникновению дискуссии и вовлечению аудитории в обсуждение темы. В этом случае преподаватель получает возможность объективно оценить уровень подготовки студентов по тому или иному вопросу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: