Курсовая работа. Во второй половине XIX в

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Вопрос

Во второй половине XIX в. православные миссионеры создают свое направление, изучающее реформы в татарском обществе и образовании. Работы деятелей этого направления, начиная с его основателя Н.И.Ильминского, носят узко утилитарный характер и ориентированы на противодействие любому развитию внутри татарского общества.

К джадидистской исторической традиции принадлежат работы Дж.Валиди1, Г.Губайдуллина2, А.Аршаруни и Х.Габидул-лина3, Г.Ибрагимова и Ф.Сайфи4, где просвещение рассматривается как фактор, подчиненный политическому и еще более экономическому развитию.

В то же время начинает развиваться традиция, возвеличивающая Каюма Насыри как создателя татарского литературного языка и научной педагогики. В 1922 году выходит сборник памяти Каюма Насыри, где Г.Ибрагимов, Г.Рахим, А.Гафаров, Х.Бадиги, Дж.Валиди превращают К.Насыри в основного реформатора татарского языка и педагогики5.

Однако в целом советская историография 1920-х гг. дает достаточно адекватный свод развития событий, течений общественной мысли и роли персоналий.

Джадидизм является основным переломным этапом в развитии татарского общества вообще и образования и общественно-политической мысли в частности. Если с X в. по конец XIX в. в тюрко-татарском обществе функционировала конфессиональная средневековая система образования, то джадидизм создал свою национальную школу, принципиально новую идеологию образования. Автор приходит к выводу о глубокой стратегической и тактической продуманности реформ Гаспринского в области образования. Среди наиболее видных теоретиков-сторонников

концепции Гаспринского можно отметить М.Зардаби, Ф.Карими, Ю.Акчуру, Н.Нариманова, Х.-Г. Габяши, Х.Максуди и Г.Тукая. Первым этапом здесь является идеологическое обеспечение необходимости реформ и ознакомление общества с их планом. Вторым - непосредственное создание вначале светских мекте-бов, реформирование медресе в сторону преобладания светских предметов над религиозными. Тем самым медресе превращаются из центров подготовки духовенства в центры подготовки светской элиты, особенно учителей.

Начавшись в сфере образования, джадидизм способствовал глубоким реформам в социально-экономической, религиозно-мировоззренческой и общественно-политичес-кой областях, а также в семейно-бытовом укладе народа. С 1905 года периодическая печать становится основным каналом проникновения идей общественного развития во все образованные слои в мусульманском мире России.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Горно-строительный факультет

Кафедра «Городское строительство и архитектура»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: