Становление производящего хоз-ва на ДВ

I семестрСтр.2

1.

Развитие родовых обществ (послеледниковый период)

2.

Становление и развитие металлургии

3.

Региональное распространение производящего хоз-ва на ДВ

Стандартная родовая структура в ледниковый период традиционно насчитывала три поколения (дети, взрослые, старики), в силу чего (а также из-за воздействия ледника) не наблюдалось быстрого роста населения. После отступления ледника рост населения ускорился. В ситуации, когда совпадает стабилизация внешних условий и увеличение срока жизни, возникало живое четвертое поколение, что приводит к разделению или трансформации рода. От вырождения способна спасти лишь трехродовая структура. Однородовая вырождается за 8 поколений, двухродовая -несколько медленнее.

Механизмы входа в род для иноплеменников:

1.

Вступление в брак (после рождения детей)

2.

Усыновление

Бездетная вдова -возвращение в род происхождения, либо новый брак в пределах нового рода.

В результате завоевания одного рода другим или интеграции нескольких родственных родов, возникает новая, надродовая структура, в которой господствующая (или интегрированная) родовая часть навязывает и видоизменяет обычаи подчиненной части единой структуры. Для управления (координации действий) межродового объединения возникает надстройка в виде либо демократического Совет Старейшин, либо тиранистическая монархия. Писанные законы возникают в случае, если роды, объединенные в надструктуру, имеют значительно различающиеся обычаи, откуда возникает необходимость разъяснить подчиненным родам обычаи родов господствующих. В случае, если господствующие и подчиненные роды имеют схожие обычаи, писанные законы чаще всего не возникают.

В классической древневосточной структуре надродовой надстройки личность не имеет никакого значения, а базовой единицей общественного самосознания является род. Отсюда неправомочность использования термина "гражданин" к общинникам древневосточных городов, а также отсутствие избираемости руководства, поскольку в рамках родовых отношений власть принадлежит либо господствующему роду, либо совместной верхушке интегрированных родов. Отсюда введение в высокие должности происходило в основном через введение в господствующий род.

Раб в древневосточном обществе не имеет рода, отсюда в рамках родовой структуры они имеют крайне низкое положение, приравниваемое к животному или вещи. Чужие же, т.е. имеющий род за пределом данного родового объединения, имеют более высокий статус, за ними признается статус человека, но обычно их статус ниже статуса членов родов данного объединения. Человек же, не имеющий рода и не являющийся рабом в рамках родовой структуры есть изгой, чей статус равен ничему, поскольку статус раба -это статус имущества его хозяина.

Статус в родовом обществе не определяется материальным положением. Раб может быть богат, но остается рабом. Статус определяется исключительно положением в роду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: