Культура эпохи Петровских реформ

Общий очерк

ГЛАВА 25. ДВА ЛИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА

В истории русской культуры XVIII столетие стало исторически переломным временем глубоких перемен во всех сферах общественной жизни. Россия вступила в XVIII век средневековой, экономически и социально отсталой страной, а закончила его сильной, развитой державой, активно влияющей на судьбы многих народов и стран. Практически за пять десятилетий, ценой огромного напряжения Россия прошла путь, который другие страны проделывали за два-три столетия. Для этого пришлось отказаться от большей части ценностных ориентаций предшествующей истории во имя европеизации всех сторон русской жизни.

Еще в предыдущем столетии Россия вплотную подошла к необходимости реформ, но тогда не было человека, способного претворить их в жизнь. Таким человеком в XVIII в. стал Петр I. Начатые Петром преобразования были подчинены цели становления мощного, обороноспособного государства, с которым вынуждены считаться ведущие европейские страны. На это были направлены и все культурные преобразования. Основное содержание нововведений в культуре составили две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение, ослабление религиозного влияния на культуру, а также ее европеизация.

«Прорубив» окно в Европу, Россия оказалась лицом к лицу с эпохой Просвещения, идеи и идеалы которой оказали определяющее влияние на формирование русской культуры Нового времени.

В России глубинная революционная сущность просветительских идей оказалась непонятой, заслоненной их блестящим воплощением в философии, литературе, науке и, конечно, в искусстве. В вихре преобразований, охвативших русское общество, само слово «просвещение» стало пониматься как синоним перемен к лучшему, как деятельность для об-

Начало XVIII в. было ознаменовано реформами Петра I, призванными ликвидировать разрыв между Россией и Европой, ввести Россию в число передовых европейских государств. Всего за несколько десятилетий весь облик страны кардинально изменился, реформы вызвали экономический рост в стране, позволили значительно расширить территорию, превратили Россию в могучую империю, оказывающую влияние на ход мировой истории. Был создан новый аппарат государственного управления, церковная реформа сделала церковь частью государственной бюрократической системы, появление армии и флота нового типа заставили и Западную Европу, и Турцию считаться с интересами России. Бурный рост промышленности потребовал грамотных специалистов, что послужило толчком к развитию системы светского образования и науки. Ну и, конечно, активно вводились все атрибуты европейского образа жизни — начиная от бритья бород, питья кофе и ношения европейского платья до изменения положения женщины, утверждения нового взгляда на человеческую личность и внедрения представлений о гражданской чести и достоинстве.

В результате этих реформ сложилось абсолютистское государство со светской культурой, открытое, отказавшееся от политики изоляционизма и национальной замкнутости. В художественной культуре новые веяния привели к формированию новых видов и жанров искусства, освобо-

музыкальных инструментов они стали исполняться с аккомпанементом Наиболее популярны были канты-виваты о победах русского оружия, появились лирические канты, при этом часто в них звучали интонации русских народных песен, что и обеспечило удивительную «живучесть» жанра Не забывалось и многоголосое партесное пение. Из хора Государевых певчих дьяков была создана Придворная капелла, которая использовалась не только для религиозных служб, но и для светской концертной практики. Следуя примеру императора, многие вельможи заводили собственные хоры, что приводило к постепенному распространению светской музыки. Этому способствовало и то, что на приемах, маскарадах, ассамблеях звучала новая европейская инструментальная музыка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: