double arrow

Социально-культурные особенности эпохи. Европейская культура Нового времени охватывает XVII—XVIII вв


ГЛАВА 21. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Европейская культура Нового времени охватывает XVII—XVIII вв.

К XVII в. заканчивается процесс формирования современных европейских наций, и его результатом стало обособление национально-государственных формирований. Одновременно завершился и процесс локализации больших национальных культур, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и культурными традициями, сложившимися в каждой европейской стране. Это и дает основание рассматривать Новое время как самостоятельный этап развития мировой культуры.

С начала XVII в. научно-техническое развитие европейской цивилизации набирает мощный темп. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии утвердили новые принципы устройства мира и заложили основы для формирования нового менталитета С развитием капитализма поощрялась частная инициатива, рос интерес к личности. Продолжалось разрушение созерцательного отношения к миру, все большее значение придавалось созидательным способностям человека, увеличивалась его власть над внешним миром. Тогда же было провозглашено равенство людей не только перед Богом, но и перед законом. Крепло оптимистическое миропонимание, основанное на идеях возможного переустройства общества на разумных началах.

Возникновение общества принципиально нового типа, приведшее к значительным переменам в условиях жизни людей в большинстве стран Европы, дает основание говорить о совершенно новом культурном единстве, которое отличалось особыми умонастроениями, склонностями и предпочтениями. Вместе с тем каждый век эпохи Нового времени имел свое историческое лицо, свою культурную специфику. Какую бы область общественной жизни и культуры мы ни взяли, везде обнаруживаются глубокие качественные различия между веком XVII и веком XVIII.

Не было, пожалуй, в истории культуры столетия настолько противоречивого, но одновременно и обильного на великие имена, как XVII век. Мироощущение оказалось максимально поляризованным, пронизанным ощущением трагического противоречия человека и мира, где человек был словно растворен в окружающем его многообразии, подчинен среде, обществу, государству.

Одной из фундаментальных новаций в духовной культуре XVII в. стал переворот в науке, связанный не только с важными открытиями и целой плеядой знаменитых ученых, но и с появлением нового типа научной деятельности и совершенно новой, научной картиной мира. Новый тип науки был ориентирован на систематизированное, достоверное и экспериментально подтверждаемое знание. Тогда же утвердилось понятие естественного закона, не знающего исключений ни для Бога, ни для человека. В научной картине мира разум, вооруженный наукой, противостоял миру, которым можно и нужно овладеть. Такой способ познания мира получил название рационализма. Он основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Соответственно и общество, отношения людей, государство, нравственность могут строиться на разумных, рациональных основаниях. При этом разум понимался как прирожденная познавательная способность, присущая всем людям в равной мере. Разум единообразен: его законы и правила всеобщи и универсальны для всех и во все времена




Разумность человеческой природы означала, что человек в силах регулировать свою и общественную жизнь сообразно требованиям естественных законов. Естественный закон понимался тогда как вселенский разум. Он ничего не предписывал, кроме морали, и ничего не запрещал, кроме аморального. Но от соблюдения этого закона зависело счастье рода человеческого. Пренебрегать им — значило поступать против собственной природы. Войны, социальная несправедливость, беды — все это следствия отхода человека от естественного закона. Вот почему основной задачей человека должно быть познание естественных природных законов, призванное вернуть человечество под сень разума. Следовательно, принцип рационализма рассматривался в качестве универсального ключа, открывающего все тайны как природы, так и человеческой культуры. Этот принцип отныне применим не только к отдельному человеку, но и к общественному устройству в целом.



XVIII столетие вошло в историю мировой культуры как век Просвещения. Само его название точно характеризует общий дух того времени в европейской культурной и духовной жизни, когда целью было изме-

вень общественного развития, достигнутый в процессе прогрессивного перехода от варварского (природного) состояния к культурному, основанному на разуме. Этот сущностный смысл понятия культуры сохраняет свое значение и в настоящее время.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: