double arrow

Развитие русского судебного красноречия


В 60-х годах XIX в.после проведения в жизнь судебной реформы 1864 г. начинается бурное развитие русского судебного красноречия.Речи выдающихся русских юрис­тов — К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако, В. Д. Спасовича, А.И. Урусова и многих других — обладали огромной силой воздействия, приковы­вали внимание широкой общественности.

Появляется боль­шое количество работ по теории и практике судебного крас­норечия, например: «Русское судебное красноречие» К.К. Ар­сеньева; «Аdvocatus miles» (Пособие для уголовной защи­ты) Л.Е. Владимирова; «Речь прокурора на суде по делам уголовным» М.Ф. Громницкого; «Речь государственного обвинителя в уголовном суде» А. Левенстима; «Судебное красноречие» К.Л. Луцкова; «Нравственные начала в уго­ловном процессе» (общие черты судебной этики) А.Ф. Кони; «Речи сторон в уголовном процессе» А.Г. Тимофеева и др.

Особо следует выделить труд опытного судебного деяте­ля П. С. Пороховщикова «Искусство речи на суде», из­данный в 1910 г. под псевдонимом П. Сергеич. Содержа­ние книги составляют следующие главы: «О слоге», «Цве­ты красноречия», «Меditatiо», «О психологии в речи», «Предварительная обработка речи», «Судебное следствие», «Искусство спора на суде», «О пафосе», «Заключительные замечания».




В них сформулированы принципы судебной деятельнос­ти, описаны разнообразные приемы создания речи, дают­ся советы и рекомендации, как поступать судебному ора­тору в той или иной ситуации, много внимания уделяется его языковому мастерству. «Чтобы быть настоящим обви­нителем или защитником на суде, надо уметь говорить», — так автор начинает свою книгу.

Подчеркнем, что она не потеряла своей актуальности и сегодня. Многие приведенные в книге правила и установ­ки рекомендуют использовать в юридической практике и известные современные специалисты-психологи, а также юристы-практики.

Если говорить в целом о русской риторике второй по­ловины XIX в.,то следует отметить, что начинается ее упадок как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изу­чение художественной прозы и поэтических форм речи.

В системе образования появляется новый предмет, по­лучивший название «Теория словесности». Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд по­нятий и даже целых разделов, например, учение о компо­зиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема риторики нарушается. Многие вопро­сы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоя­тельная учебная дисциплина риторика ко второй полови­не XIX в. оказалась утраченной.