Рост феодального сепаратизма
Фактическое превращение пожалованных ленных владений в наследственные ослабило зависимость турецких феодалов от центральной власти султана. Постепенно местные эмиры и паши стали признавать власть султана лишь номинально. Правители балканских провинций превратились в самостоятельных князьков. Некоторые из них даже чеканили свою монету. В Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Северной Африке султана признавали верховным правителем, но отправка налогов и солдат в распоряжение османского правительства из этих областей была прекращена. Собственно турецкая территория — Анатолия (Малая Азия) — находилась под властью нескольких знатных семей. Центральное правительство могло принимать серьезные политические решения, лишь заручившись поддержкой крупных местных феодалов.
В прошлом турецкий народ создал замечательные памятники культуры. В XV — XVI вв. турецкие зодчие, и в первую очередь Синан, воздвигли сооружения, представляющие собой выдающиеся произведения турецкой архитектуры. Османских архитекторов приглашали в другие страны. Они построили один из дворцов Великих Моголов, ряд сооружений в Дели, Лахоре, Агре. Турецкая военная музыка получила распространение во многих европейских странах. Сложилась оригинальная турецкая поэзия.
Однако глубокий социально-экономический кризис, охвативший Османскую империю в XVII—XVIII вв., губительно отразился на развитии турецкой национальной культуры. Наука, литература, искусство пришли в упадок. Еще более непроходимой стала пропасть между чуждой народу культурой господствующих классов и трудящимися массами. При султанском дворе, во дворцах феодалов крайний мусульманский религиозный фанатизм сочетался с подражанием западноевропейским королевским дворам. В Стамбуле строили здания в стиле искаженного барокко, появились нелепые, уродливые сооружения, в которых механически сочетались различные стили. Исходивший от мусульманского духовенства запрет изображать живые существа препятствовал развитию изобразительного искусства. Первые турецкие типографии, созданные в XVIII в., печатали главным образом богословские трактаты. В книгах и официальных документах употреблялся непонятный турецкому народу литературный язык, состоявший на девять десятых из арабских и персидских слов. Просвещение и школа находились в руках духовенства. Грамотных людей было очень мало. В этих трудных условиях народные массы Турции сохраняли и развивали свою национальную культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества.