Упадок культуры

Рост феодального сепаратизма

Фактическое превращение пожалованных ленных владений в наследственные ослабило зависимость турецких феодалов от центральной власти султана. Постепенно местные эмиры и паши стали признавать власть султана лишь номинально. Правители балканских провинций превратились в самостоятельных князь­ков. Некоторые из них даже чеканили свою монету. В Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Северной Африке султана признава­ли верховным правителем, но отправка налогов и солдат в рас­поряжение османского правительства из этих областей была прекращена. Собственно турецкая территория — Анатолия (Ма­лая Азия) — находилась под властью нескольких знатных се­мей. Центральное правительство могло принимать серьезные политические решения, лишь заручившись поддержкой крупных местных феодалов.

В прошлом турецкий народ создал замечательные памятники культуры. В XV — XVI вв. турецкие зодчие, и в первую очередь Синан, воздвигли сооружения, представляющие собой выдающиеся произведения турецкой архитектуры. Османских архитек­торов приглашали в другие страны. Они построили один из дворцов Великих Моголов, ряд сооружений в Дели, Лахоре, Агре. Турецкая военная музыка получила распространение во многих европейских странах. Сложилась оригинальная турец­кая поэзия.

Однако глубокий социально-экономический кризис, охватив­ший Османскую империю в XVII—XVIII вв., губительно отра­зился на развитии турецкой национальной культуры. Наука, ли­тература, искусство пришли в упадок. Еще более непроходимой стала пропасть между чуждой народу культурой господствую­щих классов и трудящимися массами. При султанском дворе, во дворцах феодалов крайний мусульманский религиозный фа­натизм сочетался с подражанием западноевропейским королев­ским дворам. В Стамбуле строили здания в стиле искаженного барокко, появились нелепые, уродливые сооружения, в кото­рых механически сочетались различные стили. Исходивший от мусульманского духовенства запрет изображать живые существа препятствовал развитию изобразительного искусства. Первые турецкие типографии, созданные в XVIII в., печатали главным образом богословские трактаты. В книгах и официальных до­кументах употреблялся непонятный турецкому народу литера­турный язык, состоявший на девять десятых из арабских и пер­сидских слов. Просвещение и школа находились в руках духо­венства. Грамотных людей было очень мало. В этих трудных условиях народные массы Турции сохраняли и развивали свою национальную культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: