Средневековая культура Византии
В 330 году из Рима, теряющего роль центра, столица переносится в Константинополь. Византия образовалась в 395 году. 1453 год – падение Византии.
Византия объединила восточную и западную Европу. Зарождается идея эманации – перетекание творений из материального в духовное.
Платонизм – фундаментальная теория, повлиявшая на христианство. Рождается новая эстетика.
Патристика – учение отцов церкви, литургическая поэзия, агиография. Основы византийской патристики закладывали Г. Ниский, В. Кесарийский.
В центре философии было оправдание мира и человека. С середины 7 века происходит изменение византийской культуры, возникает новая система ценностей.
Умами византийского общества овладевает христианская агиография, Библейская космология, византийская агиография, монашеская повесть.
Гомерический смех Богов о страждущем, раздираемом противоречиями человеке.
Человек стремится к спасению. На смену замкнутых периодов приходит Библейское видение. Поступательное видение.
|
|
В Византии оформляется одна из фундаментальных идей средневековья – синтез церкви и империи.
Император Юстиниан. Основной принцип власти: единое государство: закон, релиия.
Принцип единства священства и царства.
Одна из церемоний – целование руки.
Намечается борьба между религиозной и светской культурами.
Зарождается литература. Один из периодов развития византийской культуры – палеологовский ренесанс.
Учёные спорят о том, мог ли палеологовский ренесанс перейти в настоящее возрождение.
М. Исповедник преодоление греховности и выбор духовного, а не плотского.
Вершина Богословия – исихазм. Исихазм – отшельничество. Подвиг пустынника.
Исихасты – монахи, посвятившие себя внутреннему духовному сосредоточению и молитве.
В развитие исихазма внесли вклад Исаак Сирин, Симеон Богослов, Григорий Синаит.
Любовь к Богу, исполнение его заповедей, его молитва очищают его. (это о Григории Паламе).
Появляется мысль об обязательном аскетическом образе жизни. Идеал средневекового человека- аскет.
Культура ранней византии была городской.
Был построен большой императорский дворец. Среди многочисленных ворот выделялись «городские ворота».
Храм Святой Софии. В светской культуре преобладает античный стиль. За дворцовыми стенами мраморное море переходило в Босфор.
Дом – символ Божественной премудрости. Архитекторы воплотили строгость. Отличительные черты построек: Вытянутый прямоугольник, в центре – квадрат, трёхнефная базилика, гармони форм рождала ассоциации с мудростью и могуществом императора.
Храм – символ вселенной. Амвон – сооружение из драгоценных камней, на которых была литургия.
|
|
В этом потоке света купол облицован мозаикой с золотыми крестами. Воспринимается как чудо. Создавалась иллюзия светового посла.
Церковь святого Виталия в Равенне. Особенно сооружения прославили мозаиками.
В 8-9 веках – борьба иконоборцев с иконопочитателями.
И. Дамасский –иконопочитатель. Иконопочитание установлено в 843 году.
Предмет Византийского искусства – мир Божеств. Предпочтение отдаётся духу, а не телу. Нравственность ценится больше, чем телесная красота.
Человек – художник – передатчик божественной благодати, из этого следует, что авторство не имело значение. В палеологовскую эпоху мозаика уступает место фреске. Украшен монастырь святого Хора. Фигуры всё ещё не пропорциональны.