double arrow

Типология Данилевского


Культура как предмет исторического исследования. Методы исторического изучения культуры.

Появление дисциплины систематически изучающей культуры как особые формы организации жизни человека датируется 50ыми годами 19 века.

Дисциплина изучает:

1) Культурно-исторические типы;

2) Устанавливает закономерности функционирования культур;

3) Структурную организацию культур.

Историческая культурология изучает историю с позиций культурологии.

Здесь рассматриваются проблемы:

1) Почему изменяется мир;

2) Изучаются происхождение различных культурных феноменов;

3) Как развивались способы соц.организаций.

Методологическая основа – культурно исторические концепции.

1. Эволюционная концепция. (Морган ,Спенсер,Тайлор)

По Тайлору, культуры должны пройти одинаковые стадии развития. Образцом являются страны Запада. (От дикого состояния к просвещённому).

Идеал – точные науки. Спенсер главный акцент делал на закономерности развития общества. Спенсер уподобляет общество организму. Культура – сверхорганизм осуществляет надорганическое развитие.

Имеют значение:

1) Географические факторы среды соседних культур. (Внешние факторы ).




2) Внутренние факторы (раса, психические качества)

2. Цивилизационный подход ( Данилевский, Шпенглер, Тойнби)

Цивилизация – это определённый тип развития общества, определяемый техническим и материальным развитием.

Основная идея:

Человечество не является чем-то единым, но представляет собой живую стихию, отлитую в разные формы организмы и самые крупные – культурно-исторические типы, имеющие свои типы развития. Общие черты, по Данилевскому, выражают общечеловеческое.

Отвергается:

1) Единая нить развития человечества.

2) Мнение об истории, как о некой общей цивилизации, отождествляемой с европейской.

Существует множество развивающихся цивилизаций. Каждый вносит свой вклад в сокровищницу человечества.

12 культурно-исторических типов:

1) Египетский;

2) Китайский;

3) Ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический);

4) Индийский;

5) Иранский;

6) Еврейский;

7) Греческий;

8) Римский;

9) Аравийский (новосемитический);

10) Германо-Романский

11) Мексиканский;

12) Перуанский.

Каждая цивилизация – архитип по оригинальному плану. Жизнь каждой цивилизации имеет свой предел. Сравнение качеств цивилизаций приводит к более глубокому их пониманию.

Теория Данилевского оказывает влияние на Освальда Шпенглера. Его книга «закат европы». Культура – суть организма, биография. Мировая история – это поляна, где растут пёстрые цветы не похожие друг на друга. Это цивилизации.

Времена года:

Весна – пробуждение жизни;

Лето – создание мощи;

Осень – высшая точка развития;



Зима – угасание творческих сил.

Последователь Шпенглера – Тойнби. Его книга «исследование истории» в 12 томах. Ему принадлежит концепция локальных культур.

Он назвал 13 культурно-исторических типов:

1) Западная +

2) Православная +

3) Исламская +

4) Индийская +

5) Античная

6) Сирийская

7) Китайская +

8) Инда

9) Эгейская

10) Египетская

11) Шумеро-вавилонская

12) Андская

13) Центрально-американская.

(«+» - культурно-исторические типы, которые сейчас существуют)

Развитие цивилизаций:

1) Рост

2) Надлом

3) Распад

4) Гибель

В основе любой цивилизации – религия.

Всё строится на системе «Вызов-ответ»

Слои истории цивилизаций:

1) Сакральный (каждый вызов есть стимул к осуществлению выбора, предоставляемым Богом);

2) Мирской (вызов ухудшение условий жизни, природных условий)

Культурно-исторические концепции складываются и у социологов.

Теория социо-культурной динамики.(Питирим Сорокин)

Система любой культуры определяется тем, как она отвечает на вопрос – «что есть истина?»

Системы:

1) Идеоциональная (Истина сверхчувственна)

2) Идеалистическая (истина чувствена и частично сверхчувственна)

3) Сенситивная (истина чувственна, эмпирическая. Ньютон, Кеплер)



Методы изучения исторической культурологии:

1) Генетический (в процессе изучения процесс приводится к определённому состоянию)

2) Системный (изучение культуры в системе)

3) Сравнительная (ищут сходства и различия при изучении)

4) Семиотический (изучение при помощи знаков)

Семиотика – наука о знаках.

Культура – это текст, который исследователь должен прочесть. Ю. Лотман







Сейчас читают про: