Культура как предмет исторического исследования. Методы исторического изучения культуры.
Появление дисциплины систематически изучающей культуры как особые формы организации жизни человека датируется 50ыми годами 19 века.
Дисциплина изучает:
1) Культурно-исторические типы;
2) Устанавливает закономерности функционирования культур;
3) Структурную организацию культур.
Историческая культурология изучает историю с позиций культурологии.
Здесь рассматриваются проблемы:
1) Почему изменяется мир;
2) Изучаются происхождение различных культурных феноменов;
3) Как развивались способы соц.организаций.
Методологическая основа – культурно исторические концепции.
1. Эволюционная концепция. (Морган,Спенсер,Тайлор)
По Тайлору, культуры должны пройти одинаковые стадии развития. Образцом являются страны Запада. (От дикого состояния к просвещённому).
Идеал – точные науки. Спенсер главный акцент делал на закономерности развития общества. Спенсер уподобляет общество организму. Культура – сверхорганизм осуществляет надорганическое развитие.
Имеют значение:
1) Географические факторы среды соседних культур. (Внешние факторы).
2) Внутренние факторы (раса, психические качества)
2. Цивилизационный подход (Данилевский, Шпенглер, Тойнби)
Цивилизация – это определённый тип развития общества, определяемый техническим и материальным развитием.
Основная идея:
Человечество не является чем-то единым, но представляет собой живую стихию, отлитую в разные формы организмы и самые крупные – культурно-исторические типы, имеющие свои типы развития. Общие черты, по Данилевскому, выражают общечеловеческое.
Отвергается:
1) Единая нить развития человечества.
2) Мнение об истории, как о некой общей цивилизации, отождествляемой с европейской.
Существует множество развивающихся цивилизаций. Каждый вносит свой вклад в сокровищницу человечества.
12 культурно-исторических типов:
1) Египетский;
2) Китайский;
3) Ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический);
4) Индийский;
5) Иранский;
6) Еврейский;
7) Греческий;
8) Римский;
9) Аравийский (новосемитический);
10) Германо-Романский
11) Мексиканский;
12) Перуанский.
Каждая цивилизация – архитип по оригинальному плану. Жизнь каждой цивилизации имеет свой предел. Сравнение качеств цивилизаций приводит к более глубокому их пониманию.
Теория Данилевского оказывает влияние на Освальда Шпенглера. Его книга «закат европы». Культура – суть организма, биография. Мировая история – это поляна, где растут пёстрые цветы не похожие друг на друга. Это цивилизации.
Времена года:
Весна – пробуждение жизни;
Лето – создание мощи;
Осень – высшая точка развития;
Зима – угасание творческих сил.
Последователь Шпенглера – Тойнби. Его книга «исследование истории» в 12 томах. Ему принадлежит концепция локальных культур.
Он назвал 13 культурно-исторических типов:
1) Западная +
2) Православная +
3) Исламская +
4) Индийская +
5) Античная
6) Сирийская
7) Китайская +
8) Инда
9) Эгейская
10) Египетская
11) Шумеро-вавилонская
12) Андская
13) Центрально-американская.
(«+» - культурно-исторические типы, которые сейчас существуют)
Развитие цивилизаций:
1) Рост
2) Надлом
3) Распад
4) Гибель
В основе любой цивилизации – религия.
Всё строится на системе «Вызов-ответ»
Слои истории цивилизаций:
1) Сакральный (каждый вызов есть стимул к осуществлению выбора, предоставляемым Богом);
2) Мирской (вызов ухудшение условий жизни, природных условий)
Культурно-исторические концепции складываются и у социологов.
Теория социо-культурной динамики. (Питирим Сорокин)
Система любой культуры определяется тем, как она отвечает на вопрос – «что есть истина?»
Системы:
1) Идеоциональная (Истина сверхчувственна)
2) Идеалистическая (истина чувствена и частично сверхчувственна)
3) Сенситивная (истина чувственна, эмпирическая. Ньютон, Кеплер)
Методы изучения исторической культурологии:
1) Генетический (в процессе изучения процесс приводится к определённому состоянию)
2) Системный (изучение культуры в системе)
3) Сравнительная (ищут сходства и различия при изучении)
4) Семиотический (изучение при помощи знаков)
Семиотика – наука о знаках.
Культура – это текст, который исследователь должен прочесть. Ю. Лотман