Этноплеменные общности в эпоху ранней бронзы

Периодизация истории Северного Кавказа.

План: 1. Естественно-географические условия Северного Кавказа.

Лекция 1. Северо-Кавказский регион: Этническийтсостав. Историко-этнографический обзор.

Владикавказ, 2011

Таучелова Р.И.

Харків 2011 р.

ХГПУ (ХНПУ) ім. Сковороди

В настоящее время в стране бурно протекают процессы возрождения национального самосознания. В обществе растет интерес к истории, культуре и духовной жизни народов. Все это сопровождается обостренным сознанием национальных и межнациональных отношений, как одной из важнейших форм бытия, развития и передачи от поколения к поколению накопленных народом духовных, интеллектуальных и эстетических ценностей, морально-этических норм, культурных и бытовых традиций.

Перед высшей школой, являющейся одним из основных каналов формирования и развития национального самосознания, стоит важнейшая задача - подготовка всесторонне развитой личности, будущего специалиста и гражданина, способного широко мыслить и эффективно решать профессиональные задачи, что предполагается достигнуть путем формирования индивидуальности человеческого сознания. Целью образования в отличие от обучения является рост нравственного содержания личности, без чего не возможно бытие целостного человека.

В свете этого - Курс «Истории и культуры народов Северного Кавказа» является одним из звеньев в ряду дисциплин гуманитарного цикла, преподаваемых студентам всех специальностей СК ГМИ. Курс рассчитан на 18 лекционных часов и 36 семинарских. В конце семестра письменный зачет…

Российская Федерация представляет сложную этническую структуру, состоящую из более 180 этносов и этнических групп. В стране невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей. Наш Вуз так же не является исключением.

Выпускники общеобразовательных школ, продолжая образование в вузе, приступают к учебной деятельности (а не редко и к профессиональной), которая определяется не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтническом регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных и межэтнических отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.

«В своей стране ты посланец своей семьи. Вне страны – ты посланец своей Родины. Ибо на Родине твои поступки – это лицо твоей семьи, а за её пределами – они лицо твоего народа!!!»

Кавказ – один из интереснейших регионов земного шара. Имея уникальные природные условия, исключительную стратегическую важность в системе взаимоотношений Европы и Востока, став родным домом для сотен народностей, поистине является уникальным уголком мира. Огромный научный потенциал изучения Кавказа издавна привлекал историков, археологов, этнографов, путешественников и многих других специалистов. Многие музеи мира горды тем, что они имеют кавказские коллекции. Написано достаточно специальной литературы о жизни, быте отдельных народов, изучении археологических памятников. Однако история этой горной страны многогранна и сложна, напоминая о том, что изучена лишь тысячная доля того, что бережно хранит и переносит через века благодатная земля Кавказа.

Кавказ - родина многих народов с их уникальными культурами традициями, верованиями. Он всегда отличался высокой степенью этнокультурного, конфессионального многообразия. Исторически сложилось, что Северный Кавказ представлял собой территорию соприкосновения различных цивилизаций (Европы и Азии), что - с учетом геополитического положения - делало его объектом интересов многих великих держав. Более того, Кавказ и сейчас обладает большой притягательной силой. В своей многовековой истории народы Северного Кавказа по-своему проходили те же ступени социально-экономического, политического и культурного развития, что и другие народы мира. В истории этих народов, как и всех народов мира, общие закономерности истории человечества проявлялись в национальном своеобразии, но никогда народы Северного Кавказа не были чем-то исключительным, изолированным.

Как показывают накопленные факты, уже начиная с глубокой древности, исторические судьбы народов Северного Кавказа и ряда других народов нашей страны соприкасались и переплетались между собою, происходило взаимодействие культур и традиций, скрещивались сложные этнические процессы, в ходе истории сдвигались племенные и территориальные границы.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

В ряду многих вариантов периодизации истории наиболее предпочтительными для большинства историков являются формационный и цивилизационный подходы.

Коренные обитатели С. К. обнаруживают между собой близкое родство во многих отношениях: географическом (общность территории расселения), историко-культурном (общность истории, материальной и духовной культуры), антропологическом, этнопсихологическом и др. Не случайно местных жителей называют «северокавказцами». Другое общее их название — «горцы».

Новейшие археологические открытия позволяют утверждать, что Северный Кавказ является одним из древних очагов жизни первобытного человека, прошел общераспространенные ступени первобытнообщинного строя в условиях каменного, бронзового и железного веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: