Характеристика основных методов контроля знаний и умений учащихся при обучении общей биологии

Формы контроля знаний и умений школьников по технологии проведения и характеру представления ответов

Характеристика форм контроля по количественному составу учащихся

Форма контроля Достоинства данной формы Недостатки данной формы
фронтальная Позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; дает возможность поставить большое количество оценок; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся Не способствует развитию речи учащихся; затрудняет возможность получения, информации о знаниях отдельных учеников; использование методов письменного контроля увеличивает возможность списывания; не позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников
Групповая Способствует развитию у учащихся умения работать в группе; дает возможность оценить работу каждого ученика внутри группы Сложность разделения учащихся на группы; требует достаточно большого количества времени, серьезной подготовки учителя и сформированности у учащихся навыков работы в группе
Индивидуальная Позволяет выявить глубину знаний и успеваемость отдельно взятого ученика, а значит, дает возможность осуществления дифференцированного подхода в обучении Требует большого количества времени и не позволяет быстро получить информацию о знаниях группы учащихся
Форма контроля Характеристика формы контроля
Устный Предполагает устный ответ на вопрос или устный отчет о выполнении контрольного задания
Письменный Предполагает письменный ответ на вопрос или письменный отчет о выполнении контрольного задания
Автоматический Проводится с использованием компьютера
Комбинированный Предполагает осуществление контроля с применением разнообразных форм, методов и средств

Название метода Сущность метода
Беседа Диалогический метод устного контроля. Целью данного метода является проверка усвоения учебного содержания путем постановки системы вопросов, требующих, как правило, краткого ответа
Индивидуальный опрос Монологический метод контроля предполагает постановку вопросов, требующих развернутого ответа в устной или письменной форме
Тестирование Основан на использовании дидактических тестов, представляющих собой систему стандартизированных заданий по определенному материалу
Биологический диктант Метод контроля, основанный на применении стандартизированных заданий, которые предполагают выбор из перечня верных утверждений, признаков того или иного процесса или написание терминов по определению биологических понятий
Составление схем, таблиц рисунков Предполагает отображение учебного содержания в виде схем, таблиц или рисунков
Работа с дидактическими, карточками Метод контроля, основанный на работе с раздаточными материалами, содержащими целевую установку и исходные данные (текстовые или иллюстративные), при использовании которых учащиеся выполняют самостоятельную работу. Дидактические карточки содержат вопросы, требующие оперирования приемами анализа, сравнения, доказательства, формулирования определений; наличия сформированных умений составлять и заполнять таблицы, схемы, решать задачи
Выполнение лабораторной работы Метод, направленный на диагностику усвоения биологических умений и предполагающий самостоятельное проведение наблюдений, постановку опытов, интерпретацию их результатов и формулировку выводов
Подготовка сообщения, доклада, написание реферата Методы, предполагающие самостоятельную работу учащихся над определенной проблемой с использованием различных источников информации (литературы, периодической печати, ресурсов Интернет и т.д.), результаты которой оформляются в виде устного сообщения, доклада или реферата
Формирование портфолио Метод контроля, основанный на спланированной заранее индивидуальной подборке.учебных достижений учащихся за определенный период времени, позволяющей оценить прогресс школьника в обучении, его отношение к изучению биологии и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: