Эксперименты, которые ставили гештальтпсихологи, просты, и они действительно выявляли первоначальную целостность. Начаты они были на восприятии. Например, предъявлялись точки (опыты Вертгеймера). Испытуемый объединял их в группы из двух точек, разделенных интервалом. В другом опыте предъявлялись линии (опыты Кёлера). Испытуемый видел не отдельные линии, но группы из двух линий, разделенных интервалами. Эти опыты показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое. Было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и др.
Перцептивная работа может иметь много форм: замыкание неполных фигур, искажения (иллюзии) и др. Были сформулированы некоторые положения, которые получили название законов восприятия в гештальттеории.
Важнейший из них закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон. Фигура замкнута, оформлена, обладает живостью, яркостью, ближе нам в пространстве, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура. Он аморфен, кажется расположенным за фигурой, плохо локализуется в пространстве.
В другом законе — прегнантности — выражается тенденция перцептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначных стимульных конфигураций к «хорошей» фигуре, к упрощению восприятия.
Еще один закон восприятия — закон дополнения до целого («амплификации»). Если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое. Например (см. рис. 2), точечная фигура воспринимается как треугольник. Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма.
Факты, полученные в гештальтпсихологии при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые
Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, последовательные фазы.
1) постановка задачи на основе условий(осознание того, что здесь есть проблема. «Видение, правильная постановка проблемы часто гораздо важнее решения поставленной задачи»);
2) группировка, реорганизация, структурирование и другие операции связи с поставленной задачей;
3) обнаружение структуры путем инсайта;
4) нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.
В исследованиях Дункера экспериментально изучался факт использования при решении задачи элементов ситуации в новом функциональном значении, способность отойти от привычного понимания вещей, сложившегося в жизненном опыте, т.е. механизм инсайта.