Культура в условиях революции и Гражданской войны

Приоритетным направлением культурной политики большевиков ста­ла работа по ликвидации неграмотности. Это совпадало с реальными по­требностями страны, 3/4 население которой не умело читать и писать. 26 декабря 1919 г. В. И. Лениным был подписан декрет «О ликвидации без­грамотности среди населения РСФСР», обязывающий «все население ре­спублики... обучаться грамоте». В июле 1920 г. была создана Всероссийская, а на местах - губернские, уездные, волостные, чрезвычайные ко­миссии по ликвидации неграмотности. Большими тиражами издавались буквари. Всего за три года гражданской войны было обучено грамоте около 7 млн. человек.

Другим важнейшим направлением деятельности советской власти в об­ласти культуры было создание новой школы. Она должна была превра­титься «из орудия классового господства буржуазии... в орудие коммуни­стического перерождения общества». Многотипность школ, существовав­ших до революции, была ликвидирована. Положение от 16 октября 1918 г. вводило единую трудовую школу, которая имела две ступени: 1-ю ступень для детей 8—13 лет и II-ю ступень для детей 13—17 лет. По официальной статистике к 1920 г. число школ и количество учащихся в них увеличи­лось по сравнению с довоенным временем. Однако в реальности в годы войны школу I ступени посещало 65% детей, а II — только 7%. Резко по­низился и качественный уровень обучения, вследствие как общих тягот войны, так и нехватки подготовленных кадров учителей.

Новая власть стремилась привлечь старых специалистов для работы в народном хозяйстве. Начался процесс огосударствления науки. Впрочем, это был один из немногих способов дать возможность ученым выжить в условиях войны, разрухи, голода. Для руководства наукой был создан ряд бюрократических учреждений: Отдел мобилизации научных сил в струк­туре Наркомпроса, научно-технический отдел при ВСНХ. Началось со­здание государственной сети научных учреждений: Государственный рент­генологический и радиологический институт, Государственный оптичес­кий институт.

Согласно «ленинскому плану монументальной пропаганды» в стране началась ликвидация старых памятников. На их месте создавали новые. Большинство из них были сделаны из дешевых, непрочных материалов и вскоре разрушились. В театрах продолжали ставиться пьесы классичес­кого репертуара. В тоже время на городских площадях организовывались грандиозные массовые зрелища с участием тысяч представителей теат­ральной самодеятельности. Активно проникали на театральные подмо­стки новые пьесы: схематичные, приспособленные под неразвитые вку­сы, пропитанные коммунистической идеологией. В литературу входили новые имена: А. И. Безыменский, М. А. Светлов, Д. А. Фурманов.

Российская интеллигенция, за исключением отдельных ее представи­телей, не приняла большевистской власти. После октябрьского перево­рота прошли забастовки учителей, врачей. Не признала новую класть профессура высших учебных заведений, значительная часть технической интеллигенции.

Для борьбы с интеллигенцией советская власть применяла широкий арсенал средств: террор, репрессии, закрытие старейших в стране культурных обществ истории и древностей российских, любителей российской словесности и др. Одновременно части работников умственного тру­да была повышена зарплата (учителям начальных школ), создавались организации специалистов прокоммунистической направленности. Широ­ко распространялись демагогия, всякого рода посулы. Серьезному разру­шению в годы войны подверглись материальные ценности культуры. Мно­гие деятели науки и искусства погибли от голода и болезней. К весне 1918 г. организованное сопротивление интеллигенции оказалось сломленным. Часть 111 интеллигенции смогла вырваться из страны в эмиграцию, большая часть была вынуждена пойти на сотрудничество с большевистским режимом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: