double arrow

Турецко-крымский вопрос во внешней политике России XVII в


Российскому государству приходилось оказывать сопротивление активной и агрессивной политике Османской империи. Понимая долгосрочность военной угрозы, Россия в 30-40-е гг. строит линию обороны - Белгородскую засечную черту, а за ней - вторую линию - Тульскую засечную черту.

В 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов, но, не имея возможности для длительной обороны, вынуждены были ее сдать. Отстояв крепость, казаки просили царя Михаила Федоровича прислать им подмогу и принять Азов в состав России. Владея Азовом, Москва получала выход в Азовское море, могла угрожать Крымскому ханству и сдерживать его набеги на русские земли. Но подобный шаг вел к конфликту с Турцией. Для успешной войны с ней Россия не имела тогда достаточных сил. Созванный специально по вопросу об Азове Земский собор (1642) отметил, что война также ухудшит тяжелое положение. В результате царь Михаил Федорович повелел казакам покинуть Азов, что они и сделали, предварительно разрушив крепость.

1676-1681 - Русско-турецкая война при Федоре Алексеевиче (Чигиринские походы)

Причины: Стремление Турции захватить Киев и Левобережную Украину.




Ход боевых действий: Турецко-крымская армия вела бои за Чигирин, открывавший путь на Киев и взятие к-го грозило потерей всей Левобережной Украины. Русские нанесли поражение противнику.

В 1677г московское посольство отправилось в Константинополь, чтобы договориться о мире, но надежды на мир не оправдались. В 1678г. турки и крымчане снова подошли к Чигирину. Начались ожесточенные бои. Шла помощь русских Чигирину, одерживая победы по дороге. Однако удержать город до прихода основных сил не удалось и гарнизон оставил крепость.

Турки не решились продолжить наступление на левобережную Украину. В 1679г. начались переговоры о мире между Россией и Турцией, к-е продолжались до 1681 года.

Итоги войны: В 1681 г подписан Бахчисарйский мирный договор. Турция признавала вхождение в состав России Левобережной Украины и Киева. Земли между Бугом и Днепром должны были оставаться незаселенными. Крымский хан обязывался больше не нападать на русские владения.

Чигиринские походы и огромные потери турецко-крымских войск ничего не дали турецкому султану, что означало крах захватнических планов Турции в отношении России и части Украины.

1686 - "вечный мир" с Польшей

1687-1689 - война с Крымским ханством (по "Вечному миру")при Софье

Причины: 1.По условиям "Вечного мира" с Речью Посполитой (1686 год) Россия вступала в военный союз Священная лига, направленный против Турции. Русское государство должно было открыть боевые действия против Крымского ханства, чтобы обезопасить Речь Посполитую от нападений крымских татар, пока польский король будет воевать с турками.



2.Обеспечение безопасности южных границ России от набегов крымской конницы

3.Россия стремилась получить выход в Черное море.

Ход боевых действий: 1687, 1689 - неудачные походы В.В.Голицына на Крым

Итоги войны: Крымские походы закончились неудачей, но русская армия сковала силы крымского хана и не позволила ему оказать помощь турецким войскам, что создавало предпосылки для успешных действий войск Священной лиги.

1695-1700 - русско-турецкая война (Азовские походы) при Петре Первом

Причины: 1.Стремление обезопасить южные границы гос-ва от вторжений крымских татар.

2.Захватить Азов, поставив под удар и Крымский полуостров, и турецкие владения на побережье Черного моря.

Ход боевых действий: 1695 - 1й (неудачный) поход петра Первого на Азов. 1695-1696 - строительство галерного флота на р.Воронеж. 1696 - 2й Азовский поход, взятие Азова, 1697-1698 - Великое посольство в Западную Европу. 1699 - Карловицкое перемирие между Турцией, с одной стороны, и Россией, Речью Посполитой, Австрией, с другой. Азов временно оставлен за Россией.

Итоги войны: 1700 - Константинопольский мир между Россией и Турцией, по к-му Азов переходил во владение Русского гос-ва. Мир с Турцией позволил Петру сосредоточить все силы гос-ва для борьбы за выход в Балтийское море.



7. Идейные предпосылки церковного раскола. Кружок «ревнителей древнего благочестия».

Идеологический кризис обострился в связи со стремлениями части церковников восстановить единство церковных обрядов и содержания богослужебных книг. Религия рассматривалась как совокупность обрядов, следовательно, унификация и регламентация обрядовой политики имела большое значение.

Истоки кризиса относятся к 40-м гг. XVII в. как раз в это время в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия» (1646г.). В него входили: Стефан Вонифатьев (царский духовник), Никон, Аввакум, Иоанн (настоятель Казанского собора в Москве), Даниил (костромской протопоп), Федор Ртищев (царский постельничий) и др.

Ревнители пытались решить 3 задачи:

- выступали против произвольного сокращения церковной службы (введение многогласия, беспорядки во время службы);

- обличение пороков, укоренившихся среди духовенства: пьянство, разврат, стяжательство;

- пытались противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь населения.

Предпосылки реформ:

- обрядовый аспект – столкновение традиций поместных православных церквей (~10 шт.);

- политический конфликт м/у светской и церковной властью.

Алексей Михайлович т.ж. выступал за унификацию, т.к. программа ревнителей соответствовала интересам самодержавия, которое шло к абсолютизму.

Разногласия начались, когда зашла речь о выборе образцов, по которым необходимо производить исправления. Было два мнения:

1) основой должны выступать древнерусские рукописные книги, не подвергавшиеся Византийским изменениям. Эту точку зрения поддерживал Аввакум;

2) образцом должны быть греческие оригиналы (т.к. в древнерусских книгах не было одинаковых текстов). Эту точку зрения поддерживал Никон.

Став патриархом, Никон порвал с кружком ревнителей и выслал их из Москвы, т.ж. с ревнителями порвал и царь, продолжив дело Никона, когда тот оставил патриаршество. Церковный собор 1666-1667гг. всех противников реформ предавали суду, объявлял проклятие. Т.ж. эти споры перенеслись в гущу народных масс, и религиозное движение приобрело социальную окраску. (На стороне Никона была церковь и государственная власть).

8. Церковные реформы Никона. Протопоп Аввакум и старообрядчество XVII в.

Церковные реформы Никона [1654 г.] (наиболее существенные новшества коснулись церковных обрядов):

- заменил двоеперстие на троеперстие, слово «аллилуйя» стали произносить трижды (трегубое), движение вокруг аналоя должно было происходить против солнца, изменение в написании имени Христа (Иисус), изменение формы креста (стал †);

- изменилась одежда священнослужителей и монахов, изменение правил ведение крестного хода;

- проскура разделилась на 9 частей;

- в богослужебных книгах произвелась замена одних слов на другие (по сути эта слова были равнозначными);

- книжное справо (стало официальным документом);

Аввакум, выступавший за старообрядчество, не обладал властью, поэтому все его угрозы по отношению к Никону были лишь пустым звуком. Он был сослан Никоном в Сибирь.

Старообрядчество – сложное движение как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Старообрядцы боролись против официальной церкви, поддерживаемой государством, посягавшей на весь уклад веками сложившейся жизни.

Проповеди расколоучредителей находили отклик у стрельцов (они связывали со стариной вольготную службу в столице, жизнь, не обремененную походами), черное и белое духовенство (старина для них – привычное выполнение обрядов, заученные молитвы), некоторые бояре (старина как возврат к боярскому самовластию, отрицание гос. централизации, протест против формировавшегося абсолютизма).

Соловецкое восстание (монахов Соловецкого монастыря) 1668-1676 гг. вспыхнуло в результате перерастания полемики в открытое неповиновение. Оно началось с того, что «царские нищие богомольцы» отказались принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его владений на материке. Но т.к. в монастыре было много запасов продовольствия, то осада стрельцов монастыря не вынудила монахов сдаться. В 1676 г. предатель-перебежчик указал тайный лаз, и войска прорвались в монастырь.







Сейчас читают про: