Скульптура и ДПИ эпохи Каролингов

Монументальная пластика еще не была развита. Скульптурные изображения составляли удел малых форм - резьбы по слоновой кости и ювелирного дела. Значительного совершенства достигло бронзовое литье (Мужчина на коне. Предположительно Карл Великий).

Слоновая кость была излюбленным материалом раннего средневековья. По преимуществу сохранившиеся пластинки слоновой кости каролингского периода – это оклады книг. В стилистическом плане рельефы и миниатюры не представляют единства.

Наряду с рельефами мастера умели создавать и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей. Остов подобных статуй изготовляли из дерева и обивали металлическими листами. Знаменита фигура св. Веры в Конке (конец 10 в.). Святая изображена сидящей на троне, с простертыми руками, в одежде, усыпанной драгоценными камнями. Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд широко раскрытых глаз (из эмали) сообщают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность.

7. Миниатюра Каролингов. Понятие «Каролингский ренессанс»

Эпоха Карла Великого

Живопись каролингской эпохи нашла свое наиболее яркое воплощение в книжной миниатюре. Влияние ее было ощутимо в ювелирных изделиях и резьбе по слоновой кости. Список евангельских текстов, законченный в 783 году писцом Годескальком для Карла Великого, стал памятником, возвестившим начало нового этапа в истории книжной миниатюры. Богато украшенная рукопись написана золотым и серебряным шрифтом на пурпурном пергаменте. Изобразительная традиция в противовес декоративной стала доминировать. Тонкая графичность, почти орнаментальная игра линий сочетается в миниатюрах с пристальным вниманием к человеческой фигуре.

Евангелие, вышедшие из придворной мастерской Карла, объединяют в «группу Ады», по имени аббатисы Ады.

Рукописи «группы Ады» выдвинули проблему изображения объемного пространства. Троны, на которых восседают евангелисты, помещены в своего рода ниши, архитектурные задники образуют пространственную среду.

Наиболее близким к античным прототипам оказались произведения придворной школы, которые группируются вокруг «Коронационного Евангелия» (конец VIII века, Вена, Музей истории искусства). Он украшен миниатюрами в живописной манере. Благородная представительность и объемность фигур, пейзажные фоны, отсутствие символов евангелистов говорят о том, что миниатюрист опирался на образцы, восходящие к очень раннему времени.

Эпоха Людовика Благочестивого

Реймские мастера наполнили свое ис- во особой взволнованной атмосферой, обрели свободу интерпретации в рамках сложившегося канона. Главными выразительными средствами мастеров выступают линия, быстрый короткий штрих, внезапно возникающее из перелива тонов и цветных линий красочное пятно. Восприятие мира миниатюристами реймской школы обострено, в их интерпретации на первый план выступает непосредственно понятое и убедительно переданное драматическое переживание.

Излюбленным объектом иллюстрации была Пластырь. В каролингский период возникло 2 наиболее полно иллюстрированных манускрипта: кодекс, хранящийся в Университетской библиотеке Утрехта (ок. 830 г.) и современный ему список в Штутгарте. Иллюстрации «Утрехтской Пластыри» исполнены пером и относительно свободно разбросаны по странице. Перемежаясь с текстом в виде широких лент, они возникают подобно изобразительными комментариям древних свитков. Но изобразительный ряд не всегда совпадает с текстом. Рисунки то пространно иллюстрируют толкование, отсутствующее в рукописи, то отличаются наивным буквализмом. Каждый псалом сопровождается изображением динамично сменяющих друг друга эпизодов. Исполненные в эскизной манере, рисунки рождают ощущение вдохновенной импровизации.

Эпоха Карла Лысого

В Туре мастера следовали по стопам дворцовой школы, знали древние рукописи, а также сумели усвоить уроки реймских мастеров. Стиль - степенный и торжественный, композиция отличается ясным построением, каждая сцена полна значительности. Фигуры движутся с достоинством, страсти и волнения разрешаются в величавом спокойствии главного действующего лица.

В это время выделились 2 рукописи «Библия Мутье- Грандваля (ок. 840 года) и списка библейского текста, исполненного по заказу светского аббата Тура графа Вивиана (845/46 года). Художники «Библии Грандваля» еще достаточно точно следовали позднеантичному образцу в композиции миниатюр, одеждах действующих лиц, в перспективной трактовке интерьера, в изображении пейзажа. Художники «Библии Вивиана», создавая сцену поднесения рукописи Карлу Лысому, руководствовались «иерархическим» пониманием пространства. Фигуры расположены в переделах композиции снизу вверх, одна над другой, в зависимости от положения и сана. Император изображенный как Христос восседает на троне, превосходя остальных ростом.

Каролингский ренесанс

Культурный подъем в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8- 9 веках в основномна территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. «К. в.» было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром «К. в.» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.

Искусство каролингской эпохи не имело ярко выраженного стилистического единства и распадалось на множество отдельных направлений, черпавших вдохновение из разных локальных источников. Вместе с тем каролингское возрождение заложило фундамент дальнейшей эволюции европейского художественного творчества, сделав его достоянием античную традицию.

8. Раннероманская («Оттоновская») архитектура на территории Германии

Подъем империи при Оттонах сопровождался ярким расцветом ис- ва, которое стало ранней стадией немецкой романики.

Опору для своего творчества немецкие мастера искали в первую очередь в ис- ве Каролингов.

Ведущее место в эпоху оттонов заняла строительная школа в Саксонии. Наиболее ранние постройки (крипты) сохранились в Кведлинбурге. Именно здесь начинают зарождаться важные черты романских сооружений: кольцевой обход и чередование опор.

В хорошей сохранности дошла церковь Санкт Цириакус в Гернроде. Имеет Т- образный план, плоское балочное перекрытие и 3 восточные апсиды. Имеет импоры. В интерьере базилики основным ритмическим мотивом стало чередование опор. Оно подчеркивало начала симметрии в плане.

Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа германской архитектуры стала, стала церковь Санкт Михаэль в Хильдесхейме. Она имеет двустороннюю ориентацию, симметрично расположенные трансепты и башни, порталы и окна. На востоке храм завершают три апсиды, в западной части - крипта и хор с обходом. Поражает исключительная точность пропорций, ясная композиция, мудрая простота, сочетание объемов. Отчетливо прослеживается попытка найти единый модуль архитектурных масштабов. Им стал квадрат средокрестия, который повторяется и модифицируется в основных компонентах плана.

Архитектура западных областей стала приобретать значение на пороге ХI столетия. В Кельне построили церковь Санкт Панталеон – однонефное здание с низким восточным трансептом и величественным вествергом. Вторая постройка- церковь Санкт Мария им Капитоль.

В Вестфалии была построена капелла Санкт Барталомеус. Она перекрыта куполом и имеет нефы одинаковой высоты.

Церковь Лимбурге – на – Харде и собор в Шпейере своими внушительными размерами утвердили престиж императорской власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: