Романская скульптура Италии

Скульптурный декор итальянских храмов романской эпохи отличается ярким своеобразием. В X – первой половине ХI века господствовали орнаментальные формы, около 1400 года наступило оживление изобразительной традиции. На юге, в Апулии, возник в это время ряд украшенных сюжетными рельефами епископских тронов и проповеднических кафедр. Однако истинный расцвет наступил на севере. Монументальные рельефы церквей Павии, Милана, Комо внесли значительный вклад в развитие европейской пластики. Выработанная здесь система оформления фасада, сочетавшая скульптурные фризы с архитектоническим декором, повлияла на другие страны.

Декор Сан Микеле в Павии как в фантастической зверинной тематике, так и в системе расположения длинными фризами опирается на приемы предшествующего времени. Сюжетная пластика дает о себе знать в рельефах входных дверей церкви Сан Дзено в Вероне: предпочтение полностью отдано человеку. Мастеров бронзовых врат волнуют прежде всего действенные взаимоотношения участников событий.

Главный памятник Эмилии - рельефы собора в Модене- был создан в самом начале ХII века мастером Вилиджельмо. Он расположил ветхозаветные сцены длинным фризом на фоне легкой аркады. Пластика фигур мощна и поражает выразительным лаконизмом. Характерные жесты, внося оттенок простодушия, лишь усиливают атмосферу патриархальной значительности происходящего.

Учеником Вилиджельмо был мастер Никколо. Его стиль более утонченный и элегантный, чем у учителя. Еще он был более эрудирован - в рельефах много византийских, южнофранцузких, бургундских и античных реминисценций. Николло считается автором выносного портика, столь любимого в Италии. В полной мере его мастерство раскрылось в оформлении церкви Сан Дзено в Вероне.

Самая крупная личность итальянских ваятелей романики – Бенедетто Антелами. Скульптор был, видимо, знаком со скульптурой Прованса и, возможно, с поисками мастеров Иль- де- Франса, изучал античное наследие. Первое датированное 1178 годом произведение скульптора - рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Его образы полны внутренней силы и благородного достоинства. Фигуры высечены с глубоким пониманием пластической выразительности объема. «Поклонение волхвов» на северном портале пармского баптистерия и группа царя Соломона и царицы Савской в его нише принадлежат к лучшим созданиям Антелами. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце. Расположенные по сторонам от входа внушительные образы пророков Давида и Иезекииля представляют собой скорее статуи, помещенные в нишах, чем высокие рельефы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: