Англия. Министерство образования и науки РФ

Цель и задачи курса.

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра истории философии и логики

Утверждаю

Декан ФСФ, профессор

______________ А.Ю. Рыкун

«20» мая 2012 г.

Введение в историю философии

Методическая разработка и

программа курса

для бакалавров 1 года обучения

философского факультета,

направление – 030100 – философия

Томск – 2012

Методическая разработка курса составлена

на основании государственного стандарта

по направлению – 030100 – «философия».

Методическая разработка курса обсуждена на заседании

кафедры истории философии и логики

Зав. каф. истории философии и логики

канд. филос. н., доц. О.Г. Мазаева

Методическая разработка курса одобрена

методической комиссией философского факультета

Председатель методической комиссии

философского факультета,

канд. филос. н., доц. И.А. Эннс

Составитель:

канд. филос. н., доц. зав. каф.

истории философии и логики

Ольга Геннадьевна Мазаева.

От составителя.

Программа курса предназначена для обучения студентов 1 курса бакалавриата, направления 030100 «философия» и студентов 1 курса специалистов философского факультета, специальность 030100 – «философия».

Курс «Введение в историю философии» изучается в 1-ом семестре, аудиторная нагрузка 18 часов, форма аттестации – зачёт, который выставляется по итогам собеседования по одной из тем курса, проверки знаний лексикона античной философии.

Задача курса двуедина. Обращается внимание на цели историко-философского изучения вообще, на цели изучения античной философии, в особенности. Рассматривается теоретическое и практическое значение освоения истории философии.

Целью данного курса является:

– Уяснение особенностей и сложности историко-философского знания; раскрытие историко-философского знания как своеобразной формы самосознания и саморефлексии философии.

– Выявление корреляций общефилософской позиции мыслителя и его историко-философского исследования.

– Расширение исследовательского инструментария бакалавров за счёт рассмотрения критериев разнообразных делений истории философии; текстологического анализа; видов интерпретаций и их конфликтов в истории философии.

Краткая аннотация курса.

Данный курс даёт представление студентам о противоречивости словосочетания – история философии, особенностях формирования этого знания. История философии представляется и как перечень учений, и как перечень проблем. Раскрываются трудности в определении её предмета: неоднозначность, многоаспектность, разнообразие способов трактовки понятия философии; двоякость толкования понятия истории как реального процесса развития мысли (Запада, России, Востока с VII - VI в. до н.э. – до наст. времени), и как определённого вида исследования. Разбираются особенности историографических и источниковедческих проблем истории философии. Учитывается многообразие влияний (социокультурных, биографических, идейных факторов) на философское произведение. Раскрываются проблемы и приёмы текстологического анализа (нарратив, комментарий), типы дискурса и рефлексии. Характеризуются основы историко-философской компаративистики. Даётся сопоставление истории философии с историей науки и историей искусства. Показываются разнообразные модели объяснения, способы описания, виды интерпретаций и их конфликты в истории философии. Выявляются проблемы начала, развития, диалога в истории философии, критерии хорологических и хронологических делений, даётся периодизация исторического процесса и истории мысли. Анализируются соотношения общечеловеческого, национального и личностного в истории философии. Большей частью курс «Введение в историю философии» будет связан с использованием студентами знаний в области античной философии, изучением античной философии, её основных понятий, философского лексикона.

Тематический план и содержание:

курса лекций «Введение в историю философии»

№ Название темы Час. Стр.
1. Особенности историко-философского знания    
2. Методологические и методические проблемы историко-философского исследования.    
3. Особенности историографических и источниковедческих проблем    
4. Историко-философская компаративистика.    
5. Трудности решения проблем периодизации.    
Всего    
Темы рефератов и докладов.    
Вопросы к зачёту по курсу    
Литература по всем темам курса: основная и дополнительная    
Приложение    

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема 1.Особенности историко-философского знания. (4 часа).

Трудности определения предмета истории философии: неоднозначность, многоаспектность, разнообразие способов трактовки понятия философии; двоякость толкования понятия истории.

Проблема соотношения философии и истории философии.

Сопоставление истории философии с историей науки и историей искусства.

Гносеологические и аксиологические аспекты истории философии.

Корреляция общефилософской позиции и её историко-философского преломления.

Г.-В.Ф. Гегель о противоречивости словосочетания – история философии.

Особенности историко-философского знания в свете размышлений Л.фон Ранке, И.Г. Дройзена, К. Буркхардта, П. Вена об особенностях исторического знания.

История философии как своеобразная форма самосознания и саморефлексии.

Тема 2. Методологические и методические проблемы историко-философского исследования. (2 часа).

Метод, методология, методика историко-философского исследования.

История философии как перечень учений и перечень проблем.

Г.-В.Ф. Гегель проблемы метода и методики исследования античной философии.

Иоганн Густав Бернхард Дройзен (1808-1884), «Историка», перевод с немецкого 2004 г., разрабатывал свои идеи в 1858-1883 г., как идеи близкие идеям «немецкой исторической школы» в противовес позитивистским идеям. (Подробнее в приложении к этой программе).

Теодор Гомперц (1832-1912) – методологические установки и их реализация в труде «Греческие мыслители».

Вильгельм Виндельбанд (1848-1915). Создатель трудов исторического и системного характера, его «История философии» (1892). (Подробнее в приложении к этой программе).

Проблемы и трудности методологии истории философии.

Возможности и границы использования современных способов текстологического анализа применительно к источникам по античной философии. Неизбежность, опасность и границы модернизации истории философии.

Тема 3.Особенности историографических и источниковедческих проблем в истории философии. (6 часов).

Учитывается многообразие влияний /социокультурных, биографических, идейных факторов/ на философское произведение. Характеризуются проблемы и приёмы текстологического анализа /нарратив, комментарий/.

Рассматриваются доксография, типы дискурса и рефлексии. Приводятся разнообразные модели объяснения, способы описания, фиксируются виды интерпретаций и их конфликты в истории философии.

Обзор источников античной философии – доксографы и логографы, философские диалоги, трактаты и другие тексты.

Учебники и исследования по истории философии, вообще и истории античной философии, в особенности.

Эллада. Платон, Аристотель, Диоген из Лаэрты, Ямвлих – историки античной философии.

Германия. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), его история философии (в особенности – античная). Рассмотрение им античной философии.

Целлер Эдуард (1814-1908) – автор 6-томной «Истории греческой философии». Критическое отношение Целлера к исследованию античной философии Гегелем.

Гомперц Теодор (1832-1912) – австрийский антиковед, позитивистски ориентированный. Особенности его позиции в рассмотрении античной философии. Установление аналогий между греческими мыслителями и современной Гомперцу эпохой.

Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) – философ неокантианец, особое внимание к античной философии, повлиявшей на наше интеллектуальное бытие.

Ницше Фридрих (1844-1900) и античная философия. Отрицание рационалистического как эмпирического и логического способов рассмотрения античной философии. Подчёркивание преимущественного значения интуитивно-эстетического и игрового начал в возникновении и формировании эллинской философии. Решение им историографически-значимой дилеммы идиллического / трагического образа Эллады. Дильс Герман – «Фрагменты досократиков» (1903), работа над ними его ученика Вальтера Кранца.

Франция. Антиковеды Франции об античной философии.

Адо Пьер (1922 г. р.). Его концепция античной философии. Античная философия как духовное упражнение.

Адо Илзетраут – размышления о свободных искусствах и философии в античной мысли. Марру А.-И. (Henri-Irenee Marrou) об античном воспитании и образовании (1948).

Мифолого-ритуалистическая школа. Гильберт Мюррей (Оксфорд) и его роль в изучении античного сознания. Книга Эрика РобертсонаДоддса «Греки и иррациональное» (1951). Его «археология сознания древнего грека».

Россия. Проблемы античной философии в восприятии, переводах, исследованиях отечественных философов и филологов. Юркевич Памфил Данилович (1827-1874); Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900); Зелинский Фаддей Францевич (1859-1944); Трубецкие Сергей Николаевич (1862-1905) и Евгений Николаевич (1863-1920); Иванов Вячеслав Иванович (1866-1949); Маковельский Александр Осипович (1884-1969); Лосев Алексей Фёдорович (1893-1998); Мамардашвили Мераб Константинович (1930-1990); Зайцев Александр Иосифович (1926-2000); Васильева Татьяна Вадимовна (1942-2002); Кесс и ди Феох а рий Харл а мпиевич (1920 г.р.); Лебедев А.В. и др.

Западоцентризм в истории философии, его преодоление.

Тема 4. Историко-философская компаративистика. (4 часа).

Историко-философская компаративистика в рамках рассмотрения истории философии как процесса и в рамках рассмотрения её как исследования.

Гегель, Гомперц, Виндельбанд, Ницше, Брентано: разнообразные способы интерпретации античной философии.

Проблемы начала и развития античной философии. Разнообразие позиций в решении этих проблем. Ферекид Сиросский и Фалес Милетский; Г.-В.Ф. Гегель и Ф. Ницше. Основания несходств.

Тема 5. Трудности решения проблем периодизации. (2 часа).

Проблемы периодизации. Критерии хорологических и хронологических делений, проблемы начала, развития; диалога в историко-философском процессе и историко-философском знании, соотношение общечеловеческого, национального и личностного в истории философии. Относительность критериев периодизации. Крупномасштабные и частные деления. Периодизация исторического процесса и истории мысли. Отсутствие однозначного соответствия этих делений. Постоянные изменения и наличие альтернативных учений в каждую эпоху. (См.: Послесловие из далёкого прошлого. 1. Периодизация: авторы и жанры. // Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика / Древнегреческая литература: Собрание трудов. Серия «Античное наследие». – М., Лабиринт,2001. – 368 с. С. 11-14.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: