Вопросы к зачету по теории и истории религии.
1. Основные этапы развития религиоведения. Структура религиоведческого знания.
2. Проблема определения религии.
3. Функции религии в обществе.
4. Структура религии: религиозные сознание, деятельность и организации.
5. Основные подходы к типологии религии.
6. Анимизм и тотемизм как ранние формы религии.
7. Фетишизм и магия как ранние формы религии.
8. Народностно-национальные религии: верования древних славян.
9. Религия Междуречья и древнего Египта.
10. Религия античного мира (древняя Греция и древний Рим).
11. Даосизм и конфуцианство и их роль в жизни Китая.
12. Синтоизм и его значение для японской культуры.
13. Три периода развития индуизма.
14. Джайнизм и сикхизм как альтернативы индуизму.
15. Зороастризм и его историческая судьба.
16. Манихейство: особенности вероучения.
17. Иудаизм: специфика культа, исповедания, организации.
18. Талмуд и его структура.
19. Особенности буддизма как мировой религии: вероучение, культ, организация.
|
|
20. Основные направления в буддизме.
21. Возникновение христианства и ранний этап его истории. Соотношение Священного Писания и Священного Предания в христианстве.
22. Особенности православного христианства, отношение церкви и государства в православной традиции.
23. Католицизм. Основные направления деятельности римской церкви.
24. Реформация и рождение протестантизма. Роль Лютера и Кальвина в истории христианства.
25. Многообразие протестантских церквей (баптизм, методизм и др.)
26. Ислам и его основные направления.
27. Коран и Сунна: структура и содержание.
28. Современные нетрадиционные культы (сайентология, церковь Единения и другие).
29. Религия в современном мире: основные тенденции и перспективы.
30. Свобода совести.
Планы семинарских занятий и методические рекомендации охватывают обширный период с конца 1930-х по настоящее время. Они основаны на проблемно-хронологическом принципе. В каждом тематическом разделе содержатся вопросы по социально-экономической, политической истории, внешней политике СССР и России, истории ее культуры и духовного развития в годы Великой Отечественной войны. Они сопровождаются методическими указаниями. По каждой теме предполагается самостоятельное изучение студентами главных источников и монографической литературы, подготовка докладов и сообщений, усвоение основных понятий и терминов, анализ дискуссионных проблем, задания для самостоятельной работы студентов.
В ходе семинарских занятий решаются следующие задачи:
1. Приобретение навыков теоретического анализа и оценки фактов.
2. Овладение ключевыми понятиями, тенденциями и закономерностями по наиболее важным проблемам курса.
|
|
3. Проработка основных источников и литературы.
4. Подготовка к преподаванию в общеобразовательной школе.
Важное место в семинарских занятиях занимает работах первоисточниками. По каждой теме рекомендуется внимательно изучить и проанализировать документальные источники. По всем типам семинарских занятий необходимо использовать следующие учебные пособия:
1. Россия, которую мы не знали. 1939-1993: Хрестоматия/Под. ред. М.Е. Главацкого. - Челябинск, 1995.
2. Хрестоматия по отечественной истории: В 2 ч, - Ч. I (1914-1945 гг.). Ч П (1946-1995 гг.) / Под. ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. - 1996.
3. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Сост. А.С. Орлов и др. - М., 2000.
4. Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945 /Под. ред. Э.М. Щагина.-М., 1991.
5. История отечества в документах. 1917-1993 гг.: В 4 ч. - Ч. 3 (1939-1945 гг.). Ч. 4 (1946-1993 гг.): Хрестоматия / Сост. А.Г. Колосков, Е.А. Гевуркова. - М., 1995.
6. Россия XX век. Документы и материалы: учебное пособие. В 2 книгах. Сост.: А.Н.Бачинин, А.Б.Безбородов и др. Кн.1. – М., 2004.