Цель: | Изучить: - народные движения в Украине в первой половине XVII века; - восстание Б. Хмельницкого: причины и последствия; - этапы украинской Национальной революции; - Переясловский договор: причины и последствия; - Причины и последствия усиления российского давления на Украину в XVII веке. |
Обеспечение: | - Конспекты лекций; - словари; - Личные записи студентов; - Рефераты; - Учебники по Истории Украины. |
Продолжительность: | 2 часа (90 мин) |
План семинара:
1. Начало освободительной войны украинского народа под руководством Б.Хмельницкого.
2. Переяславский договор. Мартовские статьи и итоги соглашения.
3. Основные периоды Великого восстания, характерные черты.
4. Территория Украины в конце XVII-XVIII веках.
Темы рефератов (фиксированных докладов):
1. Переяславская Рада – 1654 г.
2. Украинская национальная революция (1648 – 1676 гг)
3. Б. Хмельницкий, выдающийся государственный деятель, основатель украинской казацкой республики.
4. Ограничение и ликвидация гетманщины. Уничтожение украинской государственности (конец 17 – 18 вв)
|
|
Вопросы для дискуссии и самоконтроля:
1. Причины, движущие силы национально-осовободителной революции 1648 – 1654 года.
2. Содержание Мартовской статей Б. Хмельницкого.
3. Административно – политическое устройство гетманского государства.
4. Деятельность гетмана И. Выговского. Гадичский мир.
5. Руина, ее причины и последствия. Деятельность гетмана П. Дорошенко.
6. События Северной войны и их последствия для Украины.
7. Малороссийские коллеги и их деятельность.
8. Политика Екатерины II относительно Украины. Ликвидация украинского государства.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа занимает ведущее место в профессиональной подготовке студентов института. От организации самостоятельной работы во многом зависят результаты обучения и будущая практическая деятельность. Без самостоятельного труда невозможно найти истину.
Самостоятельная работа студентов по истории Украины - это работа по овладению научными знаниями, практическими навыками, активная, сознательная и творческая умственная деятельность по усвоению учебного материала во всех видах и формах учебного процесса. По характеру организации самостоятельная работа обучаемых студентов может быть продуктивной (познавательно-поисковой) и репродуктивной.
Хорошо усваивается тот исторический материал, который глубоко проанализирован, осмыслен в результате собственного поиска. В данном случае изучение теории помогает решать насущные проблемы, видеть перспективы развития.
Продуктивная самостоятельная работа развивает творческое мышление, способствует активному изучению учебного материала. Студент в ходе чтения учебника по истории Украины ставит перед собой вопросы, ищет на них ответы, анализирует ситуацию и за ранее готовит себя к семинару, зачету, экзамену, написанию реферата.
|
|
Главные усилия направляются не на заучивание отдельных формулировок, понятий, фактов и цифр, а на их осмысление, понимания существа, причинно-следственных связей, последовательности исторических событий.
При продуктивной самостоятельной работе закрепляются полученные знания и развиваются творческие возможности, растет познавательный интерес. Самостоятельная работа может проводиться как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
К основным видам самостоятельной работы студентов без преподавателя относятся:
- изучение теоретического (лекционного) материала;
- подготовка к очередной лекции, ознакомление с материалом;
- изучение лекции по конспектам, пособиям, учебникам, другим источникам;
- самостоятельное изучение отдельных тем;
- подготовка рефератов;
- подготовка к семинарным занятиям.
С преподавателем используются следующие виды самостоятельной работы:
- индивидуальные консультации (вопрос-ответ);
- групповая консультация (разбор типичных примеров);
- коллоквиум (собеседование);
- обсуждение сложных вопросов;
- контроль тестами;
- экспресс контроль.
Итоги самостоятельной работы проявляются на семинарных занятиях, изучаемых тем, а также на зачетах и экзаменах.
ВОПРОСЫ И ВРЕМЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
№ п/п | Тема курса | Вопросы, выносимые на самостоятельную работу | Количество часов Д/О | Количество часов З/О | Форма отчетности Д/О | Форма отчетности З/О | ||
1. | Введение. Исторические источники и литература. | 1. Необходимость и значение изучения истории Украины. 2. Историография. Основные учебники по Истрии Украины. 3. Древние летописи, их авторы об истории Украины. 4. Периодизация исторического пути украинского народа. | рефераты | рефераты | ||||
2. | Первобытное общество и первые государственные образования на территории Украины. | 1. Основные этапы развития первобытного общества и их характеристика. 2. Причины замены матриархата на патриархат. 3. Кимерийцы, скифы, сарматы – особенности их развития. 4. Греческая колонизация Северо Причерноморья и Крыма. 5. Периоды развития Боспорского царства и их характеристика. 6. Роль Митридата Евпатора VI в истории Боспорского царства. | Семинар №1 Рефераты | Рефераты | ||||
3. | Киевская Русь: возникновение и периоды развития. | 1. Восточные славяне в VI – IX вв. Первые государственные образования у восточных славян. 2. Летопись «Повесть временных лет» о государственном образовании восточных славян. 3. Норманская теория и другие теории об образовании Киевской Руси. 4. Князь Владимир Великий и принятие христианства. 5. Ярослав Мудрый и расцвет Киевской Руси. | Семинар № 2 Рефераты | Рефераты | ||||
4. | Феодальная раздробленность Киевской Руси и ее упадок. | 1. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси. 2. Монголо-татарское нашествие и его оценка современными историками. 3. Украинские земли под властью Литвы, а затем Польши. 4. Люблинская Уния и ее влияние на украинские земли. 5. Галицко-Волынское княжество и его историческое значение. | Семинар №3 Рефераты | Рефераты | ||||
5. | Возникновение украинского казачества. | 1. Причины возникновения украинского казачества. 2. Запорожская Сечь – политический центр казачества. 3. Запорожская Сечь - государственное образование, его особенности. 4. Реестровое казачество. 5. Казацко – Крестьянские восстания в конце XVI – XVII вв. 6. Причины восстаний. 7. Причины поражения восстаний. 8. Историческое значение восстаний. | Семинар № 4 Рефераты | Рефераты | ||||
6. | Украинская национальная революция.(1648 – 1676 гг.) | 1. Богдан Хмельницкий – полководец и государственный деятель. 2. Характеристика 3-х периодов освободительной войны украинского народа под руководством Б. Хмельницкого. 3. Внешнеполитическая деятельность Б. Хмельницкого. 4. Слободянщинский тракт и Андрусовское соглашение, их историческое значение. 5. Борьба за создание украинской державы. | Семинар № 5 | Рефераты | ||||
7. | Украина в конце XVII-XVIII веках. | 1. Деятельность гетмана И. Мазепы: причины и последствия. 2. Петр 1 и Украина. 3. Малороссийские коллегии и их роль в истории Украины. 4. Основные этапы разрушения Западной Сечи. 5. Правление Кирилла Разумовского – «золотая осень» гетманства. 6. Русско-турецкие войны (1768 – 1774 г.), (1787 - 1791) и их влияние на Запорожскую Сечь. 7. Кучур – Карнарданский мирный договор. Присоединение Керчи к России. 8. Ясский мирный договор. 9. Правление Екатерины II, разгром Запорожской Сечи. | рефераты | рефераты | ||||
8. | Украина в XIX веке. Разложение и кризис феодально-крепостнической системы. | 1. Развитие Украины в составе России в XIX веке. 2. Западно – украинские земли в составе Австрийской империи. 3. Движение декабристов на Украине, начало дворянского периода национально – освободительного движения. 4. Крымская война 1853 – 1856 гг., оборона Севастополя. 5. Кризис феодальной системы, отмена крепостного права в 1861 году. 6. Буржуазные реформы в России и Украине. | рефераты | рефераты | ||||
9. | Украина в начале XX века. | 1. Рост и XIX начале XX веков, 2. Украинские политические партии и движения. 3. Российские политические партии и движения. 4. Развитие капитализма в Украине в конце XIX начале XX веков. 5. Первая буржуазно-демократическая революция (1905 – 1907 гг)в России и Украине. 6. Столыпинская аграрная реформа в Украины, особенности ее проведения. 7. Первая мировая война и Украина. Обострение общие национального и политического кризиса. | Модуль № 1 | рефераты | ||||
Итого: | ||||||||
|
|
|
|