Мир повседневности. Япония успешнее всех традиционных культур Востока осуществила модернизацию

Япония успешнее всех традиционных культур Востока осуществила модернизацию. Сейчас страна находится в авангарде постиндустриальной цивилизации. «Загадкой Японии» стали интересоваться исследователи. Появилось огромное количество книг, посвященных японской культуре и японскому национальному характеру. Среди этих книг есть серьезные культурологические исследования, как, например, работа Р. Бенедикта «Хризантема и меч», вышедшая еще в 1947 г. и написанная по поручению американского военного командования, принимавшего решения о послевоенном будущем Японии. Есть и любопытнейшие впечатления обычных путешественников. Конечно же, мнения о национальном характере японцев, как и любого другого народа, не могут не быть субъективными, но и в личных наблюдениях можно увидеть долю истины. Как отмечают исследователи, у японцев ощуще­ние принадлежности к социальной группе, в качестве которой выступают семья и соседи, сослуживцы и земляки, выражено острее, чем в другой культуре, за исключением

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

разве что китайской. В социальном поведении японцам свойственна эмпатия, т. е. способность сопереживания другому человеку. Стремление понять другого и действовать в соответствии с его ожиданиями стоит на первом месте в поведении японца. Эмпатия в свою очередь предполагает зависимость от другого.

Характерна для японцев и особая статусность общения: каждый человек располагается на своей ступеньке социальной лестницы, строго выполняя обязанности и пользуясь правами, и каждый старается не переступить грань дозволенного. Довольно любопытен такой пример. Психологи давно уже интересуются принципами японского управления, видя в нем одну из причин «японского чуда». Оказалось, что в крупных компаниях должности управляющих занимают по старшинству, согласно возрасту. Молодому и способному менеджеру практически невозможно занять место своего начальника, пока тот не выйдет на пенсию или не будет повышен в должности. Казалось бы, это не должно способствовать успеху бизнеса. Но все наоборот: исчезает опасность потери должности, нет угрозы «подсиживания» и неожиданного увольнения и... улучшается атмосфера в коллективе, все работают на общее дело, а не только ради собственного продвижения.

Современные авторы описывают привлекательные стороны японского национального характера: умение избегать соблазнов, отделять добро от зла, восторгаться красотой, но и не обходят и негативные характеристики, такие как формализм, бюрократизм и авторитаризм японцев. В поведение японской нации глубоко проник традиционализм, став важнейшей чертой ее характера. Сложившиеся традиции закрепляют национальные, культурные и бытовые обычаи японцев. Именно традиционализм японцев помог им не просто заимствовать иноземную культуру, вначале китайскую, а потом и западную, но и сделать ее органичной для себя. Япония оказалась страной, открытой к культурному диалогу гораздо в большей степени, чем Индия или Китай. Традиции успешно совмещались в Японии с усвоением нового.

После периода изоляции японцы уже не прибегали к искусственным барьерам против внешнего культурного натиска. Новые элементы они уже не отталкивали, а по-настоящему ассимилировали, что удавалось легко далеко не всем народам. Любой элемент чужой культуры осваивался прагматично, в соответствии с потребностями самой Японии. В этом процессе просматривался японский этноцентризм — способность поставить во главу угла интересы своей страны и действовать исходя из них. Именно в Японии удалось наиболее успешно провести этот принцип последовательно и с наименьшими потерями за два пос­ледних века. В качестве обыденных житейских черт японцев называют вежливость и аккуратность, бережливость и терпеливость, усердие и самообладание, бесспорно, обу­словленные буддизмом, его проповедью сдержанности и терпения. Покорность и смирение перед властью также стали чертой японцев, неписаным кодексом их поведения. Важнейшим принципом, подчиняющим себе все аспекты жизни японца, является выполнение обязанностей. Даже вступить в брак японец, а тем более японка, должны были не по влечению чувств, а чтобы иметь семью, потомство и чтить память предков. Супружество затрагивало интересы семей и групп и не рассматривалось лишь как выбор влюбленных. Молодые могли даже не знать друг друга до вступления в брак, что часто случалось, напри­мер, в семьях самураев. Японских девушек учили послушанию родителям, затем — мужу, а в старости — и выросшим детям. Замужняя японка должна была соблюдать абсолютную верность мужу, ревность по отношению к которому считалась почти преступлением жены. Невесте, например, говорилось, что она превратится в дракона, если будет ревновать мужа. Строгие семейные нравы дополнялись институтом гейш — японских гетер, обученных пению, танцам, чайной церемонии, традиционным японским искусствам и умению развлечь гостя. Гейши были самыми образованными женщинами в Японии. Они создали специфическую японскую культуру развлечения, до сих пор тщательно оберегаемую.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || https://yanko.lib.ru

Система образования в Японии была одной из причин успешной модернизации страны. Начиная с эпохи Мэй-дзи, японцы развивали систему образования, постоянно увеличивая число окончивших высшие учебные заведения. Сейчас в стране взят курс на всеобщее высшее образование. В основе японской системы образования лежит определенная философия, не формально, а содержательно связанная с религиозными принципами. Синтоизм, например, учит японцев поклонению предкам и природе и формирует чувство национальной исключительности. Самурайский кодекс поведения (бусидо) ориентирует японца на воспитание воли, мужества и скромности. Взятые из буддизма идеи целеустремленности, самодисциплины и ограничения желаний также входят в японскую систему воспитания и педагогику. Положения конфуцианства о важности постоянного обучения и сдачи экзаменов воплотились в конкретные педагогические методики. Но стремление к получению образования и успеху имеет обратную сторону. Социологи уже отметили, что ежегодно происходит всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: