II.
1.
Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом была связана с национальными движениями. Экономическая основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе. Язык есть важнейшее средство человеческого общения; единства языка и беспрепятственное развитие есть одно из важнейших условий действительно свободного и широкого, соответствующего современному капитализму, торгового оборота, свободной и широкой группировки населения по всем отдельным классам, наконец — условие тесной связи рынка со всяким и каждым хозяином или хозяйчиком, продавцом и покупателем.
Образование национальных государств, наиболее удовлетворяющих этим требованиям современного капитализма, является поэтому тенденцией (стремлением) всякого национального движения. Самые глубокие экономические факторы толкают к этому, и для всей Западной Европы — более того: для всего цивилизованного мира — - типичным, нормальным для капиталистического периода является поэтому национальное государство.
В. И. Ленин, О праве наций на самоопределение. Сочинения, т. 20, стр. 368 — 369.
2.
NB стр. 481 — о значений слов по Эпикуру:
«Каждый предмет получает благодаря впервые ему присвоенному названию свою очевидность, энергию, отчетливость» (Эпикур: Диоген Лаэрций, X. § 33).
И Гегель: «Название есть нечто всеобщее, принадлежит мышлению, делает многообразное простым» (481).
«Ленинский сборник», XII, 1931, стр. 251.
Подход ума (человека) к отдельной вещи, снятие слепка (=понятия) с нее не есть простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, а сложный, раздвоенный, зигзагообразный, включающий в себя возможность отлета фантазии от жизни; мало того: возможность превращения (и притом незаметного, несознаваемого человеком превращения) абстрактного понятия, идеи в фантазию (в последнем счете=бога). Ибо и в самом простом обобщении, в элементарнейшей общей идее («стол» вообще) есть известный кусочек фантазии.
«Ленинский сборник», XII, 1931, стр. 339.
4.
|
«Ленинский сборник», IX, 1931, стр. 33. (Выписка из Гегеля с пометкой В. И. Ленина на полях рукописи.)
5.
|
«Ленинский сборник», XII, 1931, стр. 155. (Выписка из Гегеля со знаком вопроса на полях рукописи.)
6.
|
«Ленинский сборник», IX, 1931, стр. 15,
7.
|
«Ленинский сборник», XII, 1931, стр. 117.
8.
|
«Ленинский сборник», XII, 1931,. стр. 119.
9.
Еще добавить о Горгии:
Излагая его взгляд, что нельзя передать, сообщить сущее:
|
стр. 41 — Гегель пишет: «Сущее постигается также не как сущее, а его постижение есть превращение его во всеобщее» (42).
...«Это единичное совершенно не может быть высказано» (42)...
| |||
| |||
«Ленинский сборник», XII, 1931,, стр. 217 — 219.
10.
|
В чем же в таком случае заключается различие между рассудком и чувством или способностью к ощущениям? Чувственное восприятие дает предмет,
|
«Ленинский сборник», XII, 1931, стр. 141. (Выписка из Фейербаха с пометками В. И. Ленина на полях.)
11.
По поводу софизмов «куча» и «лысый» Гегель повторяет переход количества в качество и обратно: диалектика (стр. 139 — 140);
|
|
(«Это»? Самое общее слово)
«Ленинский сборник», XII, 1931, стр. 223.
12.