double arrow

Билет 28 политические произведения Платона и Аристотеля, их источниковедческое значение

БИЛЕТ 27 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО КСЕНОФОНТА, ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ, МЕТОДА И СТИЛЯ

КСЕНОФОНТ. Афинянин. [425 или 445 – 355 гг]. Вместе с Платоном был учеником Сократа. Был ЛАКОНОФИЛОМ (спартанофилом). Активно не принимал участия в Пелопоннесской войне. В качестве наемника в 431 году вошел в персидскую армию (за это его лишили гражданства). Греки оказались в ловушке в Месопотамии, но с мин потерями выбрались («Восхождение»). Вернувшись в Грецию, отправился в Спарту, активно начал писать на склоне лет: «ВОСХОЖДЕНИЕ» («АНАБАСИС КИРА»), «ГРЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ» - 411-362 гг, начал с фразы, на которой оборвалось произведение Фукидида. Писал с пристрастием к СПАРТЕ.

«Лакедемонская полития», «Домострой» («Экономика»), «Киропетия» (воспитание Кира). Ряд сократических произведений. Подробно описал суд над Сократом. Крушение могущества демократических Афин в 404 г. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом.

Переход под начало спартанцев послужил причиной для изгнания Ксенофонта из пределов его родины, что, в свою очередь, определило всю его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин.

Платон. Последователь Сократа. Идеалистическая философия. Наблюдал кризис полиса, в результате написал «Государство» и «Законы».

Перенесение качеств человека на государство в целом; явления одного порядка, только разного размера.

Иерархия. Подобно тому, как тройственно разделение души на разумную, аффективную и вожделеющую, государство будет поделено на правителей, стражей и ремесленников. Отдельно – рабы. Изолированные сословия. Чётко отлаженный механизм, каждый играет роль винтика в общей машине счастья. Решена проблема богатства-бедности, решён вопрос численности населения и размера города (во всём идеал – полис). Общие семьи – жёны и дети. Каждый выбирает свой путь исходя из собственных склонностей к той или иной роли в государстве.

Извращенные государства. Поскольку уже было признано, что реального идеального государства нет, государственные устройства называются собеседниками «извращёнными». Это крито-лакедемонское устройство (резко особенное, военизированное, с большей ролью женщин в полисе, большим коллективизмом и меньшей ролью собственности), олигархия, демократия и тирания.

АРИСТОТЕЛЬ

Теория рабства. Существуют люди, самой природой предназначенные к рабству и более ни на что не годные. Рабство – в интересах как господина, так и раба. Идея о попарном соединении рабов и господ. Раб – одушевленное орудие (empsychon organon).

Теория идеального полиса. Аристотель и его ученики составили 158 политий, из которых до нас дошла 1 – Афинская. Результаты этого исследование обобщены в «Политике». Правильные и неправильные государственные формы:

Монархия – тирания

Аристократия – олигархия

Полития – демократия

В процессе развития переходят одна в другую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: