В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
- Простая форма (унитарное государство);
- Сложная форма (федерация, конфедерация).
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства:
- Единая система законодательства;
- Единая система органов власти;
- Единая денежная единица;
- Единая финансовая, налоговая, кредитная система;
- Единое гражданство;
- Единые вооруженные силы;
- Единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);
- Составные части государства не обладают признаками суверенитета, т.е не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.
Федеративное государство (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.
|
|
Отличительные признаки федерации:
1. Двойная система законодательства. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации);
2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
3. Единая денежная единица;
4. Двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;
5. Двойное гражданство (федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации);
6. Единые вооруженные силы;
7. Атрибуты гос.власти;
8. Запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.
По способу образования субъектов федерации выделяют:
Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).
|
|
По способу образования самой федерации выделяют:
Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).
Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).
В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776-1789), Германия (1815-1867), Швейцария (1815-1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.
Признаки конфедерации:
- Не имеет единой системы законодательства;
- Нет единой системы органов власти;
- Не имеет своей денежной единицы;
- Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику в каждой отдельной стране;
- Отсутствует гражданство конфедерации;
- Каждое государство сохраняет свои вооруженные силы;
- Государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений;
- Конфедерации имеют нестойкий характер, они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию.
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
Выделяют демократический и антидемократический режимы.
Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.
Признаки:
- Выборность органов гос.власти;
- Разделение властей;
- Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни;
- Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции;
- Максимальный учет интересов всех слоев населения;
- Реальность и гарантированность прав и свобод граждан.
Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.
Признаки:
1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;
2. Отсутствие разделения властей;
3. Господство беззакония и произвола со стороны государства;
4. Отсутствие реальных прав и свобод;
5. Преследование за инакомыслие;
6. Игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.
Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно-демократический режимы.
Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя.
Собственно-демократический режим гарантирует народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы гос.власти.
Антидемократический политический режим бывает несколько видов.
|
|
Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан.
Авторитарный режим ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике.
Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой.
Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение формы государственного устройства. Перечислите формы гос.устройства
2. Что такое монархия?
3. Три этапа развития феодальных монархий
4. В чем разница между ограниченной и неограниченной монархией?
5. Что такое республика?
6. Парламентская, президентская и смешанная республика – определения
7. Унитарное государство, отличительные признаки (текст или схема)
8. Федеративное государство, отличительные признаки (текст или схема)
9. Классификация по способу образования федерации и субъектов федерации
10. Конфедерация, ее признаки
11. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?
12. Что такое политический режим?
13. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов
14. Разновидности демократического и антидемократического режима (определения)