Раздел 2
V). СЛОВАРЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ (учить)
Политическое прогнозирование.
[Если бы можно было предсказывать научно грядущие политические события], …то историк был бы астроном и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные. Но Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия Провидения. (А. С. Пушкин[1]).
Составлен по книгам:
Политология: Словарь-справочник. М., 2001; Словарь иностранных слов (любое издание).
Понятие | Из какого языка | Дословный перевод | Смысловое значение |
Автократия | греч. | Самодержавие, самовластие | Система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть |
Авторитаризм | лат. | Полная власть, приказание | Политический режим, основанный на слепом подчинении власти |
Империя | лат. | Imperium – власть; Imperia – власти | Форма государственного устройства, характеризующаяся высокой концентрацией власти на обширной территории с разрозненным религиозным, этническим и культурным составом населения |
Тоталитаризм | лат. | Totalis – весь, целый, полный | Политический режим, при котором государство осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества |
Этатизм | фр. | Etàt – государство | Всевластие государства |
Эгалитаризм | фр. | Egalité – равенство | Уравнительность как принцип жизни |
паритет | лат. | равенство | Равное отношение, одинаковое положение |
пиетет | лат. | Глубокое уважение к чему-либо, к кому-либо | |
менталитет | лат. | Ment –мысль | Умственный строй народа, социальной или религиозной группы |
саммит | англ. | высокий | Встреча на высшем уровне |
олигархия | греч. | Власть немногих | Власть небольшой группы богатых людей |
плутократия | греч. | Власть богатства | Власть богатых слоев общества, скопивших свое богатство незаконным или безнравственным путем |
охлократия | греч. | Власть толпы | Воля народа минует политические институты и в жизнь воплощается напрямую |
харизма | греч. | Божественный дар | Какие-то исключительные качества политического деятеля, за счет которых он приходит к власти и удерживает ее |
толерантность | лат. | терпимость | Терпимое отношение к чему-либо, кому-либо |
номенклатура | лат. | Роспись имен | Круг лиц, занимающих ключевые должности в системе власти и управлении |
легитимность | фр. | законность | Законность власти, решения |
геноцид | греч. | Убийство жизни | Уничтожение социальных или этнических групп по какому-либо признаку |
дискредитация | фр. | Подрыв доверия | |
дискриминация | лат. | Ущемление прав | |
плюрализм | лат. | множественный | Множественность чего-л. |
прецедент | лат. | Идущий впереди | Случай служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода |
протекторат | лат. | покровительство | Покровительство сильного государства над более слабым |
экспансия | лат. | расширение | Расширение границ за счет захвата территории |
превентивный | лат. | Предупреждающий удар | |
фашизм | лат. | Fasсhina – связка, пучок прутьев | Идеология единства нации, которое достигается тоталитарными методами |
альтернатива | лат. | чередоваться | Каждая из исключающих друг друга возможностей |
экстремизм | лат. | крайний | Крайнее выражение чего-либо |
элита | фр. | Лучший, избранный | |
провокатор | лат. | Подстрекатель | |
иго | лат. | Игольное ушко | Состояние зависимости |
древнерус. | хомут | ||
идеология | греч. | Система идей | |
идея | греч. | Понятие, представление |
система | греч. | Целое, составленное из частей | |
антагонизм | Греч. | Спор, борьба | Непримиримое противоречие |
секуляризация | Лат. | светский | 1) обмирщение – освобождение в художественном творчестве, умственной и общественной деятельности от церковного влияния 2) обращение монастырской и церковной собственности в собственность светскую. |
диверсификация | Лат. | Diversus – разный + facere – делать | Разнообразие, разностороннее развитие; д. производства – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых товаров. |
стратификация | Лат. | Stratum – слой, facere – делать | Разделение общества на страты (слои) по разным признакам: имущественному, профессиональному и т. д. |
комплиментарность | Несовместимость ценностей |
VI). Правители государства Российского с древнейших времён
|
|
|
|
Годы правления | Правитель | Годыжизни |
Столица – г. НОВГОРОД | ||
– | Гостомысл | – |
862–879 | Рюрик Варяжский | –879 |
Столица с 862 г. – г. КИЕВ | ||
879–912 | Олег «Вещий» | –912 |
РЮРИКОВИЧИ | ||
912–945 | Игорь | –945 |
945–966 | Ольга «Святая» | –969 |
966–972 | Святослав Игоревич | 942–972 |
972–980 | Ярополк I Святославич | 961–980 |
980–1015 | Владимир Святославич «Святой» | 960–1015 |
1015–1019 | Святополк I Владимирович «Окаянный» | 980–1019 |
1019–1054 | Ярослав I Владимирович «Мудрый» | 978–1054 |
1054–1068 | Изяслав I Ярославич | 1024–1078 |
1068–1069 | Всеслав Брячиславич Полоцкий | –1101 |
1069–1073 | Изяслав I Ярославич | 1024–1078 |
1073–1076 | Святослав Ярославич | 1027–1076 |
1076–1078 | Изяслав I Ярославич | 1024–1078 |
1078–1093 | Всеволод I Ярославич | 1030–1093 |
1093–1113 | Святополк II Изяславич | 1050–1113 |
1113–1125 | Владимир Всеволодович «Мономах» | 1053–1125 |
1125–1132 | Мстислав Владимирович Великий | 1076–1132 |
1132–1139 | Ярополк II Владимирович | 1082–1139 |
1139–146 | Всеволод II Ольгович Новгород-Северский | –1146 |
1146–1146 | Игорь Ольгович | –1147 |
1146–1149 | Изяслав II Мстиславич Владимиро-Волынский | 1097–1154 |
1149–1151 | Юрий I Владимирович «Долгорукий» | 1090–1157 |
1151–1154 | Изяслав II Мстиславич | 1097–1154 |
1154–1155 | Ростислав Мстиславич Смоленский | –1167 |
1155–1157 | Юрий I Владимирович Долгорукий | 1090–1157 |
1157–1159 | Изяслав III Давидович Черниговский | –1162 |
1159–1167 | Ростислав Мстиславич | –1167 |
1167–1169 | Мстислав Изяславич Владимиро-Волынский | –1170 |
Столица с 1169 г. – г. ВЛАДИМИР | ||
1169–1174 | Андрей Юрьевич «Боголюбский» | 1111–1174 |
1174–1175 | Михаил Юрьевич | –1176 |
1175–1175 | Ярополк III Ростиславич | –1181 |
1175–1176 | Михаил Юрьевич | –1176 |
1176–1212 | Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо» | 1154–1212 |
1212–1216 | Юрий II Всеволодович | 1188–1238 |
1216–1218 | Константин Всеволодович «Добрый» | 1186–1218 |
1218–1238 | Юрий II Всеволодович | 1188–1238 |
1238–1246 | Ярослав II Всеволодович | 1191–1246 |
1246–1247 | Святослав Всеволодович | –1252 |
1247–1248 | Михаил Ярославич «Храбрый» | –1248 |
1249–1252 | Андрей Ярославич | 1221–1264 |
1252–1263 | Александр Ярославич «Невский» | 1220–1263 |
1263–1272 | Ярослав III Ярославич | 1230–1272 |
1272–1276 | Василий Ярославич Костромской | 1241–1276 |
1276–1283 | Дмитрий Александрович | 1250–1294 |
1283–1284 | Андрей Александрович Городецкий | –1304 |
1284–1293 | Дмитрий Александрович | 1250–1294 |
1293–1304 | Андрей Александрович | –1304 |
1304–1317 | Михаил Ярославич «Святой» Тверской | 1271–1318 |
1317–1322 | Юрий III Данилович | 1281–1325 |
1322–1326 | Дмитрий Михайлович «Грозные очи» | 1299–1326 |
1326–1327 | Александр Михайлович Тверской | 1301–1329 |
Столица перемещается в г. МОСКВУ | ||
1328–1340 | Иван Данилович Калита | –1340 |
1340–1353 | Симеон Иванович «Гордый» | 1316–1353 |
1353–1359 | Иван Иванович «Красный» | 1326–1359 |
1359–1368 | Алексей Фёдорович БЯКОНТ митрополит | 1293–1378 |
1368–1389 | Дмитрий Иванович «Донской» | 1350–1389 |
1389–1425 | Василий I Дмитриевич | 1371–1425 |
Софья Витовна Литовская | 1371–1453 | |
1432–1446 | Василий II Васильевич | 1415–1462 |
1446–1447 | Дмитрий Юрьевич «Шемяка» | 1420–1453 |
1447–1462 | Василий II Васильевич «Тёмный» | 1415–1462 |
1462–1505 | Иван III Васильевич | 1440–1505 |
1505–1533 | Василий III Иванович | 1479–1533 |
1533–1538 | Елена Васильевна ГЛИНСКАЯ | –1538 |
1538–1548 | Бояре ШУЙСКИЕ, БЕЛЬСКИЕ | |
1548–1574 | Иван IV Васильевич «Грозный» | 1530–1584 |
1574–1576 | Семён Бекбулатович Касимовский | –1616 |
1576–1584 | Иван IV Васильевич «Грозный» | 1530–1584 |
1584–1587 | Фёдор Иванович «Блаженный» | 1557–1598 |
1587–1605 | ГОДУНОВ Борис Фёдорович | 1551–1605 |
1605–1605 | ГОДУНОВ Фёдор Борисович | 1589–1605 |
1605–1606 | Лжедмитрий I (Отрепьев Григорий) | –1606 |
1606–1610 | ШУЙСКИЙ Василий Иванович | 1552–1612 |
1610–1610 | «Семибоярщина» | |
1610–1612 | Владислав IV Сигизмундович Ваза Польский | 1595–1648 |
РОМАНОВЫ | ||
1613–1645 | Михаил Фёдорович «Кроткий» | 1595–1645 |
1645–1676 | Алексей Михайлович | 1629–1676 |
1676–1682 | Фёдор Алексеевич | 1661–1682 |
1682–1689 | Софья Алексеевна | 1657–1704 |
Столица с 1703 г. – г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | ||
1689–1725 | Пётр I Алексеевич «Великий» | 1672–1725 |
1725–1727 | Екатерина I Алексеевна СКАВРОНСКАЯ | 1684–1727 |
1727–1730 | Пётр II Алексеевич | 1715–1730 |
1730–1740 | Анна Ивановна, племянница Петра I | 1693–1740 |
1740–1741 | Иван VI Антонович, правнук Петра I | 1740–1764 |
1741–1761 | Елизавета Петровна | 1709–1761 |
1761–1762 | Пётр III Фёдорович, внук Петра I | 1728–1762 |
1762–1796 | Екатерина II Алексеевна «Великая» | 1729–1796 |
1796–1801 | Павел Петрович | 1754–1801 |
1801–1825 | Александр I Павлович «Благословенный» | 1777–1825 |
1825–1825 | Константин Павлович | 1779–1831 |
1825–1855 | Николай I Павлович | 1796–1855 |
1855–1881 | Александр II Николаевич | 1818–1881 |
1881–1894 | Александр III Александрович | 1845–1894 |
1894–1917 | Николай II Александрович | 1868–1918 |
1917–1917 | ЛЬВОВ Георгий Евгеньевич | 1861–1925 |
1917–1917 | КЕРЕНСКИЙ Александр Фёдорович | 1881–1970 |
Столица с 11 марта 1918 г. – г. МОСКВА | ||
1917–1923 | ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич | 1870–1924 |
1923–1953 | СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович | 1879–1953 |
1953–1953 | МАЛЕНКОВ Георгий Максимилианович | 1902–1988 |
1953–1964 | ХРУЩЁВ Никита Сергеевич | 1894–1971 |
1964–1982 | БРЕЖНЕВ Леонид Ильич | 1906–1982 |
1982–1984 | АНДРОПОВ Юрий Владимирович | 1914–1984 |
1984–1985 | ЧЕРНЕНКО Константин Устинович | 1911–1985 |
1985–1991 | ГОРБАЧЁВ Михаил Сергеевич | 1931/02.03./ |
1991–1999 | ЕЛЬЦИН Борис Николаевич | 1931–2007 |
1999–2008 | ПУТИН Владимир Владимирович | 1952/07.10./ |
2008–2012 | МЕДВЕДЕВ Дмитрий Анатольевич | 1965/14.09./ |
2012– | ПУТИН Владимир Владимирович | 1952/07.10./ |
[1] Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1962. Т. 6. С. 324.
|
|
|
|
ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА
2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Источники сведений о первобытности
Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины данной эпохи. Важнейшая группа источников — археологические источники — позволяют ис-
следовать материальные основы человеческой жизнедеятельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовноммире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его деятельностью. Предметы из органических материалов (дерево, кость, рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому историки выстраивают свои концепции развития человеческого сообщества в первобытную эпоху на основании дошедших до наших дней материалов (кремневых орудий, глиняной посуды, жилищ и пр.). Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, потому что орудия труда, изготовленные человеком, явились одним из главных признаков, отделившим его от животного мира. Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконст руировать культуру, быт, общественные отношения людей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов, способствующих приобретению некоторых представлений об обществах и людях прошлого. Здесь есть одна серьезная трудность — так или иначе, все племена и народы земли подверглись влиянию цивилизованных обществ и исследователи должны об этом помнить. Мы также не вправе говорить о полном тождестве самых отсталых обществ — племен аборигенов Австралии и первобытных носителей сходных культур. К этнографическим источникам также относятся фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.
Антропология изучает костные останки первобытных людей, восстанавливая их физический облик. По костным останкам мы можем судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Антропологи могут реконструировать весь скелет и облик человека
по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстановить процесс антропогенеза — происхождение человека.
Лингвистика занимается исследованием языка и выявлением в его рамках древнейших пластов, которые сформировались в далеком прошлом. По этим пластам можно не только восстановить древние формы языка, но и узнать многое о жизни прошлого — материальной культуре, общественном устройстве, образе мышления. Реконструкции лингвистов трудно датировать и они всегда отличаются известной гипотетичностью.
Существует, помимо основных вышеперечисленных, множество других вспомогательных источников. Это палеоботаника — наука о древних растениях, палеозоология — наука о древних животных, палеоклиматология, геология и другие. Исследователь первобытности должен использовать данные всех наук, комплексно изучая их и предлагая свою интерпретацию.
Периодизация и хронология первобытной истории. Периодизация — это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Хронология — наука, позволяющая выявить время существования какого-либо предмета или явления. Применяются два вида хронологии: абсолютная и относительная. Абсолютная хронология точно определяет время события (в такое-то время: год, месяц, число). Относительная хронология только устанавливает последовательность событий, отмечая, что одно из них произошло раньше другого. Эта хронология широко используется археологами при исследовании различных археологических культур.
Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органических остатках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), археомагнитный (датируются изделия из обоженной глины) и другие. Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать события лишь приблизительно.
Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:
• палеолит (древнекаменный век) — делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э.;
• мезолит (среднекаменный век) — VIII—V тыс. до н. э.;
• неолит (новый каменный век) — V— III тыс. до н. э.;
• энеолит (меднокаменный век) — переходный этап между каменным и металлическим периодами;
• бронзовый век — III—II тыс. до н. э.;
• железный век — начинается в I тыс. до н. э.
Датировки эти очень приблизительны и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же в разных регионах эти этапы наступали в разное время.
История Земли делится на четыре эры. Последняя эра — кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн лет назад), четвертичный (начался 1 млн лет назад) и современный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и ледниковая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).
Периодизация истории первобытного общества. Среди исследователей нет единства в вопросе периодизации истории древнейшего общества. Наиболее распространенной является следующая: 1) первобытное человеческое стадо; 2) родовая община (этот этап делится на раннюю родовую общину охотников, собирателей и рыболовов и на развитую общину земледельцев и скотоводов); 3) первобытная соседская (протокрестьянская) община. Эпоха первобытного общества завершается в момент появления первых цивилизаций.
Происхождение человека (антропогенез). В современной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория происхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, связывается с началом производства орудий труда.
Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоидных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропогенезу предшествовала интенсивная эволюция высших обезьян в разных направлениях. В результате эволюции возникло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопитеки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи останки найдены в Африке.
Австралопитеки отличались относительно большим объемом мозга (550—600 куб. см), хождением на задних конечностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и занимались охотой на мелких животных. Как и другие антропоморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австралопитеки жили 4 — 2 млн лет назад.
Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обезьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синантропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изготовляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантропов был около 900 куб. см, а у синантропов — поздней формы питекантропа — 1050 куб. см. Питекантропы сохранили некоторые черты обезьян — низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древнейшие люди жили 750—200 тыс. лет назад.
Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандертальца — от 1200 до 1600 куб. см — приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отличие от современного человека, строение мозга было примитивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неандертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатичег ские зоны. Жили они 250—40 тыс. лет назад. Ученые считают, что предками современного человека были не все
неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.
Человек современного физического типа — кроманьонец — появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высокого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 — 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.
На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез — формирование трех человеческих рас. Европеоидная, монголоидная и негроидная расы могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования продолжился и в дальнейшем.-
Происхождения языка и мышления. Мышление и речь взаимосвязаны между собой, поэтому их нельзя рассматривать обособленно друг от друга. Эти два явления возникли одновременно. Их развитие было востребовано трудовым процессом, в ходе которого постоянно развивалось мышление человека, а потребность в передаче приобретенного опыта способствовала возникновению речевой системы. Основой для развития речи послужили звуковые сигналы обезьян. На поверхности слепков внутренней полости черепов синантропов обнаружено увеличение частей мозга, ответственных за речь, что позволяет с уверенностью говорить о наличии развитой членораздельной речи и мышлении у синантропов. Это вполне согласуется с тем, что синантропы практиковали развитые коллективные формы труда (загонную охоту) и успешно пользовались огнем.
У неандертальцев размеры мозга иногда превосходили соответствующие параметры у современного человека, но слабо развитые лобные доли мозга, отвечающие за ассоциативное, абстрактное мышление, появились только у кроманьонцев. Поэтому система языка и мышления, скорее всего, окончательно оформилась в эпоху позднего палеолита одновременно с появлением кроманьонцев и началом их трудовой деятельности.
Присваивающее хозяйство. Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту и собирательство» Их соотношение было неодинаковым на разных этапах развития человеческого общества и в разных природно-климатических условиях. Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты — загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) — рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева — палки-копалки, дубины и копья.
В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши — способа вторичной обработки камня - доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.
Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболовство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины — собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.
В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за
короткое время убить большое количество зверей. Они обеспечивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совершает сезонные кочевки — летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой — в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.
С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающему леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более многофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.
Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен такэке бумеранг — изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное — собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.
Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались временные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.
Производящее хозяйство. Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор.
Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе — обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорастущих растений, позднее — из шерсти овцы.
В эпоху неолита происходит одно из самых значительных событий в истории человечества — возникновение животноводства и земледелия. Переход от присваивающего к производящему хозяйству получил наименование неолитической революции. Отношения человека и природы стано-вятся.принципиально иными. Теперь человек мог.самостоятельно производить все необходимое для жизни и стал меньше зависеть от окружающей среды.
Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего урожая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкладышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было женским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобретено женщиной. По поводу места возникновения земледелия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.
Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезолита, но постоянные передвижения мешали охотничьим племенам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земледелие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания животных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых жиь jthbix, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало мужской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требовалась прочная кормовая база; оно тоже появилось в нескольких очагах, независимых друг от друга.
Животноводство и земледелие на первых порах не могли конкурировать с высокоспециализированным охотни-
чьим и рыболовным хозяйством, однако постепенно производящее хозяйство выходит на первое место в ряде регионов (прежде всего, в Передней Азии).