double arrow

Социальная политика. Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную)

Аграрная политика

Приватизация

Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Это коренным образом отличало проводимую российским правительством реформу от рыночной реформы периода перестройки, не выходившей за рамки социализма.

Руководителем программы приватизации стал председатель Государственного комитета по управлению имуществом А.Б.Чубайс. Приватизация проводилась в два этапа. На первом (1992-1993 гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тыс.рублей в ценах 1984 г. путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Эта акция приобрела номинальный характер, т.к. реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тысяч рублей в ценах 1993 г. Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы. С началом свободной продажи акционированных предприятий (1994 г.) начался процесс перераспределения собственности, в результате которого значительная часть бывшего национального достояния сосредоточилась в руках менее, чем 10% населения страны.

Аграрный вопрос всегда являлся определяющим в экономической и социальной политике России. С его решением связаны главные надежды на возрождение российской экономики и достижение социальной стабильности.

С началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества. В настоящее время в селе сосуществуют все эти формы ведения хозяйственного производства, ни одна из них пока не стала приоритетной.

Количество сельскохозяйственной продукции неуклонно сокращается, как и производство в стране в целом. Причины этого аграрии видят, прежде всего, в нерешенности вопроса о земле, несмотря на наличие ряда законодательных актов о приватизации производственных земельных участков, и в антипротекционистской политике правительства, продолжающего закупать продовольствие за рубежом, поддерживая этим иностранного производителя.

Политика экономического либерализма (освобождения товарно-денежных отношений от государственного регулирования) предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самих граждан. Сокращаются расходы государства на здравоохранение, образование, культуру. Растет безработица, увеличивается социальное расслоение. Это вызывает массовое недовольство непопулярной политикой правительства.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России оценил работу правительства Е.Т.Гайдара как неудовлетворительную и добился отставки и.о. премьер-министра. Новым главой прежнего правительства стал В.С.Черномырдин. Он попытался ввести частичное государственное регулирование экономикой страны, но в целом продолжил либеральный реформаторский курс. Летом 1996 г. после выборов Президента РФ В.С.Черномырдин сохранил за собой пост Председателя правительства.

В 1993 г. Верховный Совет открыто выступил против экономической политики Президента и правительства, объявив, что она ведет страну к экономическому кризису. Критиковались правительственные методы приватизации, радикальные экономические реформы (метод «шоковой терапии»). При этом Верховный Совет не выдвинул собственной обоснованной экономической программы.

После принятия Конституции РФ 1993 г. влияние представительных органов власти на определение курса социально-экономического развития было резко ослаблено. Президент и Правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, усилили свою ряль в регулировании процесса реформ. В 1996-1997 гг., путем установления «валютного коридора» (жесткого уровня падения покупательной способности рубля по отношению к американскому доллару) и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения, была приостановлена галлопирующая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить спад производства, а в 1998 г. провести деноминацию рубля.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. Кризис создал угрозу срыва финансовой стабилизации в России как главного условия восстановления отечественной экономики и дальнейших социально-экономических преобразований.

В этих условиях попытка С.В.Кириенко, сменившего B.C. Черномырдина на его посту 23 марта 1998 г., ввести монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе-сентябре 1998 г. Кириенко был отправлен в отставку, в России началась «министерская чехарда». В сентябре 1998 г. премьер-министром был назначен Е.М.Примаков, в мае 1999 г. его сменил С.В. Степашин. В августе 1999 г. Председателем Правительства стал В.В.Путин.*

*см. табл.

Умеренно-либеральный курс реформ при этом не изменялся.

* * *

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование, внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг. В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов: государственного капитализма (бывших общенародных предприятий); частного капитализма (приватизированных предприятий), мелкотоварного производства; коллективного хозяйства. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность, т.е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией. По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы. По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России. В итоге условия функционирования российской экономики все в большей мере стали зависеть от решений, принимаемых за пределами страны.

В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной Б.Н.Ельциным в ноябре 1991 г., — повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: