Градостроительство этрусков

К началу VIII в. до н.э. территория современной Италии была заселена многими племенами — италиков, иллирийцев, лигуров и др., на северо-западе Италии, в современной Тоскане, жили племена этрусков. На территории Южной Италии и в Сицилии (т.н. Великая Греция) находились колонии греков, оказавших большое влияние на соседние племена, в т.ч. и на этрусков. Уже с VIII в. до н.э. этруски активно контактировали с древними греками. Они использовали тот же пантеон богов, строили дома и храмы близкие к греческим. Этруски были самыми развитыми не-греческими племенами Италии, ихосновные поселения в VIII вв. до н.э., когда все окружающие племена жили в условиях первобытно-общинного строя, у этрусков уже сложилась примитивная форма государственности, высокого уровня у них достигло ремесло и обработка металлов.

Этруски были искусными строителями, создававшими города по определённому плану,совершая при этом особые церемонии (которые впоследствии были восприняты римлянами). Границы будущего города намечались бороздой, которую вспахивали плугом, запряжённым коровой или быком. На местах, отведённых для городских ворот, плуг подымался и борозда прерывалась, оставляя землю нетронутой, при этом количество ворот по традиции не могло быть меньше трёх. По контуру борозды рылся ров, земля из которого использовалась в качестве основания для городских стен. Территория внутри городских стен называлась собственно городом - урбусом, а полоса земли вокруг них была внешней границей города - помериумом. Города обносились мощными каменными стенами около 3 м толщиной, с башнями и зубцами. Этруски первыми в европейской архитектуре использовали крепостные ворота в виде арки.

Ещё до V в. до н.э. в этрусское градостроительство проникли элементы регулярности. В основе планировки этрусских городов лежало использование двух взаимно перпендикулярных улиц-осей, составлявших крест или Т-образное пересечение (с севера на юг и с запада на восток). Эта традиция проложения двух взаимно перпендикулярных осей с определением центра их пересечения, служила приёмом магического освящения пространства. План одного такого этрусского города V в. до н.э., открытый археологами г.Миза около современного г.Морцаботто, представлял собой прямоугольник, состоящий из пересечения параллельных мощённых улиц, образующих регулярные кварталы. Однако в отличие от греческих городов, этрусские города выделяются высокой культурой технического оснащения улиц. Так, например, улицы г.Мизы достигали ширины до 15 м, имели мощение, приподнятые тротуары, камни-переходы улиц во время дождя, каналы для водостоков и т.д. Все эти элементы уличного благоустройства были сделаны из камня. В последующем римляне переняли регулярное градостроительство вместе с высоким благоустройством улиц.

Храмы этрусков напоминали греческие простили и периптеры, однако так как почва в Тоскании болотистые, поэтому этруски размещали храмы на высоком каменном основании - подиуме, в торце которого ко входу в храма вела широкая многоступенчатая лестница. В отличие от греков, строивших свои храмы из мрамора и известняка, этруски употребляли гораздо менее прочные материалы: камень использовали только для фундамента, каркас здания делали из дерева, а стены выкладывали из сырцовых кирпичей. Жилые постройки этруссков возводились также на каменном основании из дерева и сырцового кирпича, поэтому от их построек мало что сохранилось. Для увеличения количества территорий пригодных для земледелия этруски проводили большие работы по осушению плодородных низин и проведению каналов. На завоёванных территориях они возводили колониальные поселения, объединённые в федерации. Также этруски строили прекрасные мощёные дороги с каменными арочными мостами.

Для своих умерших этруски строили каменные гробницы, которые либо высекали в скале, либо возводили из камня, перекрывали сводом и насыпали над ними круглые холмы - тумулусы. Иногда комплексы семейных этрусских каменных гробниц образовывали целые посёлки, с регулярно распланированными улицами (гробницы в Орвьето). Внутренние помещения гробниц частоимитируют комнаты домов этрусской знати.

Расцвет искусства этрусков приходится на VII - V в. до н.э. Но с 5 в. до н.э. внутренние противоречия и бесконечные войны подрывают могущество этрусков, они начинают терять своё могущество и в IV в. до н.э. попадают под власть Рима.

От этрусков римляне переняли многие строительные и градостроительные навыки. Этому содействовало то, что многие из первых римских царей были этрусками по происхождению.

Градостроительство эпохи царского Рима (VIII - VI вв. до н.э.)

По данным археологии в IX в. до н.э. на холмах на месте будущего г.Рима возникло несколько древних родовых посёлков, состоявших из скромных хижин, круглых или прямоугольных в плане, каркасной конструкции с глиняной обмазкой. Посёлки были обнесены рвами, земляными валами и имели сторожевые башни. В окружающих рощах находились святилища и могилы предков. В середине 8 в. до н.э. эти разросшиеся посёлки слились и образовали г. Рим, а все его жители образовали римскую общину. На холме Капитолии была построена общая для всех крепость. Ранний город строился безплана, т.к. формировался путём слияния отдельных посёлков с беспорядочным петлянием кривых и узких улиц. Внутри города сохранялись пустыри и незастроенные участки.

Только в VI в. до н.э., в период царского Рима, город начинает расти и отстраиваться - население существенно увеличивается, хижины стали сменяться домами на фундаменте, начали строить храмы этрусского типа. В начале VI в. до н.э. были проведены значительные работы по обустройству города: в долине между холмами Капитолием и Палатином возникает новый общественный центр-площадь - форум Романум, что стало возможным после того, как эту территорию осушили путём прокладки древнейшего гидротехнического сооружения Рима - клоаки Максима. В это же время форум замостили, тогда же был сооружён по этрусскому образцу и первый храм - храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии, пышно украшенный терракотовыми рельефами и скульптурами. В правление царя Сервия Тулия (578-533 гг. до н.э.) Рим был обнесён каменной оборонительной стеной - т.н. Сервиевой стеной, которую позже неоднократно достраивали в период Римской республики. Сервиева стена окружила значительную часть территории, включая большую часть холмов. Капитолийский холм вошёл в крепостные стены, как дополнительная крепость. В городе формируется радиальная система дорог, сходившихся к форуму.


Градостроительство Рима эпохи республики

В эпоху ранней республики Рим не выходил за пределы стен Сервия Тулия. Однако в дальней шем завоевательная политика Рима постепенно превращала его из города-полиса в столицу огромной Римской империи. Первым крупным шагом к этому стали победы римлян в пуннических войнах над богатой и могущественной средиземноморской державой Карфагеном в 111 в. до н.э.

В эпоху республиканского Рима форум (Forum Romanum) - главная площадь, центр деловой и общественной жизни, имел неправильную форму, т.к. застраивалась в разное время. В I в. до н.э. его размеры составляли 160 м в длину и от 50 до 80 м в ширину. Вокруг форума располагались общественные здания и портики, облик которых неоднократно изменялся.

В процессе постоянных войн, проводившихся Римской республикой, сложилась система сухопутных дорог, а также приёмы их мощения. Так, например, Апиева дорога, имела плотное основание из затвердевшей массы типа грубого бетона и верхнего мощения полигональными плитами из окаменевшей лавы. Такую же структуру имели и другие римские дороги, мощение в которых производилось из местных пород камня. Если дорога пересекала реки или длины, римляне строили мосты. Вдоль дорог стояли дороные столбы - миллиарии, причём точкой отсчёта служил столб на Капитолийском холме в Риме. Таким образом, все дороги Римской империи вели к Риму. Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей. Иногда это были поселения туземцев, перестроенные по римскому образцу.

Универсальный метод разбивки городской территории сложился у римлян ещё в период пуннических войн, когда им приходилось строить большое количество военных городов для размещения гарнизонов, охранявших завоёванные териториии построенных по образцу походных лагерей. Описание походного лагеря сохранилось в трудах древнегреческого историка Полибия (200-120 г. до н.э.). Оно даёт полное представление о размерах и системе планировки этих временных поселений.

По Полибию, в центре римского военного лагеря располагался преторий, т.е. полатка главнокомандующего армией - претора (консула). По левую и по правую сторону от него располагались квесторий - палатка квестора (казначея) и форум - место палатки легата (помочника претора). Далее вдоль главной улицы размещались палатки трибунов (главных военачальников - шесть в каждом легионе) и префектов, т.е. начальников-смотрителей. Слева и справа от передних ворот расквартировывались отборная пехота и конница союзников. Территория, находящаяся за главной улицей, разбивалась на участки, на которых размещалось основное войско, состоявшее из конницы и пехоты римлян и их союзников. Пехота, в свою очередь, подразделялась на принципсов - солдат, занимавших в строю первые ряды; триарий - лучших солдат, находившихся во время боя в резерве, и гастатов, т.е. копьеносцев. По периметру лагеня располагались палатки велитов - легковооружённых воинов. Главная улица имела ширину в 100 римских футов (около 30 м), улица Претория - 50 футов (около 15 м). Общая протяжённость лагеря, по Полибию, равнялась 645 м. Лагерь был рассчитан на два легиона.

В связи с основанием большого числа городов-колоний, межевания границ земельных владений-латифундий, в римском государстве существовала профессия землемера. Разбивка городской территории начиналась с определения геометрического центра города, от которого определялись направления двух главных улиц: "кардо" (северо-южного направления) и "декуманус максимус" (западно-восточного направления). Однако позднее эта строгая ориентация главных улиц по сторонам света стала нарушаться. После определения главных улиц параллельно им проводились улицы второстепенного назначения. Ширина улиц также регламентировалась - так, во времена императора Августа ширина "декуману максимус" определялась в 40 футов (12 м), "кардо" в 20 футов (6 с), второстепенных улиц в 12 футов (4 м).

Главный перекрёсток города (тетранс) часто отмечался специальным сооружением - тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырмя монументальными столбами. Въезда в город, особенно главные, были отмечены триумфальными арками или архитектурно оформленными городскими воротами. Размеры городских территорий были различными, однако для римских колоний существовали определённые "стандарты". Так города Италии, за исключением Рима, не превышали обычно 14,7 га.

Примером города, возведённого по плану военного лагеря является г.Аоста (Августа Преториа), основанный римлянами в Альпах в период завоевания этих территорий войсками императора Августа в 26-25 гг. до н.э. Легион из трёх тысяч человек смёл с лица земли предыдущее поселение племени салассов и короткий срок воздвиг город-лагерь размерами 724x572 м. Кардо и Деманкус Максимус соединяя главные ворота делили город на четыре части, которая второстепенными улицами делилась на крупные кварталы размерами 143x181 м, территория которых членилась на ещё более мелки участки предназначенные для жилых домов. На территории города находились амфитеатр, театр, термы, храм. В городе поселились римские колонисты - ветераны военных походов Августа.

Технический прогресс в римском строительстве выявился в появлении специальных сочинений по теории архитектуры и градостроительства. В конце I в. до н.э. инженер и архитектор Витрувий Поллион написал трактат «Десять книг по архитектуре», которые являлись подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи, практическим руководством для строителей и заказчиков в различных частях обширной Римской империи, как в жарком климате Северной Африки и в азиатских провинциях, так и в условиях холодного климата северных провинций. В трактате Витрувия подытожен огромный опыт эллинистической и римской архитектуры предыдущих столетий.

В своём трактате Витрувий касается и вопросов градостроительства. В Первой книге он говорит о выборе здоровой местности для основания города, перечисляя главные требования: благоприятные климатические и топографические условия места, выбранного для строительства города, наличие чистой питьевой воды, системы водных и сухопутных дорог для доставки товаров, плодородной сельской земли. Далее Витрувий говорит о закладке городских стен и башен, размещении главных городских площадей, а также о трассировке улиц по сторонам света с учётом ветрового режима в данной местности, аэрации и инсоляции внутренних помещений. В Пятой книге Витрувий трактует об общественных сооружениях (базиликах, куриях, театрах, банях, гаванях, форумах), в Шестой книге - о жилых зданиях, говоря о свойстве этих сооружений, о требовании к их размещению, о пропорциях основных габаритов, об ордерном решении, подходя к рассмотрению этих отдельных элементов города типологически. Однако он не ограничивается этим - автор излагает общие эстетические принципы, которые могли служить руководством к компоновке городского плана наряду с рассуждениями об удовлетворении санитарно-гигиенических и утилитарных требований. Эти эстетические требования трактовались Витрувием очень широко и могли быть применимы как к архитектуре отдельных зданий, так и к городу в целом. Он говорил, что в области эстетики архитекторы должны поддерживаться ординации (от греческого ордер), разумной диспозиции (планировки), соблюдения эвритмии (гармонии), симметрии (т.е. соразмерности), декорума (соответствия) и дистрибуции (распределения ресурсов). Следование этим общим эстетическим установкам с учётом конкретной ситуации и составляло концепцию Витрувия в области градостроительного искусства. В трактате нет готовых планировочных схем города, что можно рассматривать как приверженность этого автора к более свободной концепции, чем это имело место у Полибия, писавшего о строительстве военных лагерей с их жёсткой регламентацией и порядком распределения городских территорий. В области градостроительства рассуждения Витрувия оставляли большой простор творческой мысли и не навязывали, кроме разумных рекомендаций, никаких предписаний.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: