Общественный строй и гос-ное устройство Древнего Вавилона

Общая хар-ка гос-но- прав-х систем Древ.Востока

Особенности: 1.сословное неравенство (неравн.политико-правовой статус личности от рождения); 2.наличие института рабовладения (наличие в общ-ве объектов права, элементы патриархального рабства, коллект-го рабовладения, рабы в домаш.хоз-ве); 3.наибольшая экономич.ценность - земля, основные субъекты землевлад. - храмы, общины; 4.неразрывн.связь права и морали с религией. Жрецы участвовали в выработке прав-х норм, были первыми древневосточными юристами (древнеиндийск.брахманы); 5.особенности форм права, не было отраслей, деления пр.на частное и публич-е. Прав-е нормы-казуистичны, детализированы, что обуславливалось низк.юридич-кой техникой. Источники древневосточного права: 1.правовой обычай (1-й древ-ший источник); 2.судебная практика (отдельн.судебн.решения, заполняющ.пробелы обычного права); 3.законы – системная запись прав-х обычаев и судеб-х прецедентов). Перв.древние кодификации - кон.3его тысячелетия до н.э., н-р-Законник Хаммурапи), законод-во –казуистично; 4.церковн.нормы (в частности локального значен.). Древний Восток по праву счит-ся колыбелью цивилизации.

ЦАРЬ

Верховные жрецы упраляющий «царск.дома»(нубанда), ополчение наместники севера (г.Сиппар) из числа юга(г.Ларс), свободных начальники областей, начальники округов, советы старших общин, общинные сходы Важн. древневавилонск.памятник права - Законы Хаммурапи (18 в.до нэ) - 282 статьи. Это 1-й сборник зак-в, освещающ рабовладельческ.строй. Территория - Междуречье (Тигр и Ефрат), народности - шумеры, акайцы, их потомки - авилумы, мушкенумы. По форме гос-го устройс.-относительно централизовано. По форме правления - древневост.деспотия. Царь считался с богат. торгов.знатью, был верховн-м руководит-м религиозн.культа. Центр администрирования - дворец. Чиновники ведшие дворц.хоз-во одновременно руков –ли и госуд-ми делами. Водным хоз-вом ведал «управитель реки». Органы общин-го управления назнач.царем, их глава - рабианум. Функции совета обширны; коллектив-я ответственность за преступл-я. соверш-е член.общины. Царь и чиновники вели административ-е и судебные дела, высш.судья - царь. Судебные дела вели также наместники и рабианумы - председательствующие в судебн.коллегиях. В большинстве городов суд.функ. осуществляли» царские судьи», были сохранены храмовые суды. Как и в любом рабовладельческом гос– ве, все население делилось на: свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных. Полноправные – (авилум – человек, муж) состовляли основн. массу населения. Имели: землю, несли имущественные и личные повинности в пользу гос – ва. Друг. категория граждан – покорные «мушкену». На неравноправное положение м. указывают статьи, определяющ. наказания: членовредительство нанесенное авилуму, каралось членовредительством виновного. Членовредит – во, нанесенное мушкену ограничивалось штрафом. За воровство у мушкену – 10-кратный штраф, за воровство у царя или храма – 30-кратный штраф. Низший общественный слой – рабы. Это – военнопленные, покупные рабы, порабощенные и ставшие бесправными – свободные (преступники и не состоятельные должники). Рабы по закону – собственная вещь хозяина. Их продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более чем повреждение или уничтожение имущества их господина, к-рому виновный должен был возместить ущерб. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Защитой закона пользовались – рабыни, имеющие детей от своих владельцев. Эти дети считались свободными. По профессиональному признаку: 1-е место: Придворные служащие, из к-рых выдел. царский телохранитель и высшее жречество, приближенные царя. Различного рода военнослужащие. Храмовые служащие занимали почетное положение в связи с важным гос-ным значением религии и храмов. Высокое положение занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяло его землей, к-рая могла переходить по наследству. Низшие ступени профес. – служебной лестницы занимали купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Гос-ный строй – относительно централизованный, вся власть сосредоточена в руках царя – судебная, исполнит-ная, законод-ная и религиозная. Могущество царя видно из его титула – мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. Например, во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие администр-ную и судеб.власть на местах, поддерж. общественный порядок (решающие спорные?ы между общинами распределяли налоги).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: